Зачем ты это сделал? Нравственное воспитание младших школьников

 Нравственное развитие ре­бенка определяется не только характером системы обще­ственных отношений, в которую он включен, но и системой межличностных контактов, которые возникают у него в ближайшем окружении, в так называемой микросфере. Ее изучение, фор­мирование — предмет серьез­ной заботы учителя.
Необходимо отказаться от привычки судить о ребенке толь­ко по результатам действия, а не по мотивам, продиктовавшим эти действия.
 
Дать оценку тому или ино­му проступку ребенка порой бывает очень трудно. Например, школьник затеял драку, защи­щая слабого или отстаивая его честь. Внешне — это наруше­ние этических норм, а фактичес­ки — их проявление, хотя и в неподходящей форме. Еще пример. Мальчик украл краси­вые вещи. Учитель это обнару­жил. Ребенок залился слезами. Видно было, что он понимает и переживает свою вину.
— Зачем ты это сделал?
— Я хотел взять домой для маленькой сестренки.
Ребенок исходил из самых лучших побуждений, но не имел необходимых нравственных по­нятий, представлений и не пони­мал отрицательного характера своего поступка.
Вопрос. Отклонения в его нравственных представлениях устойчивы или неустойчивы? Если они устойчивы, то можно ли предположить, что они сохра­нятся и в будущем? Если не ус­тойчивы, то, при каких условиях они должны исчезнуть?
Ответы на эти вопросы да­дут возможность установить ос­новные тенденции нравственно­го развития ребенка как в про­шлом, так и в настоящем, пред­видеть его поведение в будущем, а значит, разработать тактику и стратегию воспитания.
М. Пришвин записал в своем дневнике: «Хочу не учить, а ду­шевно беседовать, размышлять сообща и догадываться. Воспи­тывающий подход основан на активном, самостоятельном, творческом овладении жизнью среди других людей. Можно научить ребенка тому, «что такое хорошо и что такое плохо». А можно воспитать в нем желание умение понимать, почему именно что-то одно хорошо, а что-то другое плохо. В первом случае итогом будет человек-робот с заложенным учителем алгоритмом, программой поведения, управляемый, благополуч­ный средний, предельно пассивный, абсолютно не творческий, (на редкость послушный. А нуж­ны ли нам такие запрограммированные личности? Думается нет. Нужен человек не просто как носитель определенной сум­мы знаний, а как самостоятельная личность, не только выпол­няющая известные нормы и правила, но и порождающая новые. Нужна личность, творчески развивающая и себя и окружающий! мир».
Искажение детских нравственных представлений страш­но само по себе. Понятия ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо», очень пластичны. Он может быстро изменить под влиянием взрослых оценку того или иного факта.
Важно не упустить в воспитании период младшего школь­ного возраста. В эти годы мож­но многое исправить, многое привить из того, что ребенок должен был получить в семье.
Важно помочь ребенку при­обрести нравственное достоинство, что является не простой задачей для современного школьника. Наша действительность требует от человека все больше нравственной энергии, морального напряжения, гуман­ного поступка. Следовательно, и процесс нравственной закал­ки личности усложняется.
Практика показала, что ребенок не отличает равнодушия от великодушия, честности от честолюбия, самолюбия от себялюбия. Проявлению моральных норм на практике предшествуют две ступени, первая из которых — формирование нравственных понятий и представлений.
Чтобы преодолеть первую (ступень, необходима система воспитания по формированию понятий и представлений у младших школьников о духов­ных и материальных ценностях, об окружающих людях, о самих себе.
Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компо­ненты:
?психологический настрой учащихся, включающий этичес­кие пятиминутки и этический разряд доброты;
?методически инструмен­тированный, с учетом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий как спе­циальный предмет;
?коллективную внеклассную деятельность детей с этической направленностью, ориен­тированную на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие;
?совместную деятельность (союз) с родителями;
?совместную деятельность (шефство) с детьми детского дома.
С первого знакомства с детьми находишься в поиске; сталкиваешься с массой вопросов, на которые ежедневно надо искать ответы. Крупицы радости, которые выпадают в этом поиске, составляют тот золотой запас, на который опираешься в своей многолетней работе. В этом отношении наследие В. А. Сухомлинского неоцени­мо. Он подошел к решению задач не традиционно, а избрал одной из ее магистральных путей педагогическую этику, науку о формировании нравственных основ человеческой личности, уделив при этом большое внимание вопросам нравственного воспитания посредством слова.
Используя составленную мной программу по этике, ос­нованную на произведениях В. А. Сухомлинского, один раз в неделю провожу занятия с учащимися.
Основным принципом этики в начальной школе является прин­цип: получаемые этические по­нятия и представления обяза­тельно должны затронуть чув­ственный мир ребенка.
Структура программы учи­тывает возраст детей, мир их представлений. Например, урок по теме «Жалость и жесто­кость». Художественные миниатюры, включенные в урок, «Ка­менное сердце», «Любовь и жестокость», «Кукла под дождем» несут в себе понимание, что та­кое жалость, жестокость, ситу­ацию нравственного выбора, который либо поставлен, либо разрешен.
Методика применения ска­зок, рассказов, легенд, притч следующая:
  • осмысление содержания;
  • живая беседа по поводу ус­лышанного или прочитанно­го;
  • обобщение и дискуссия по рассматриваемой нрав­ственной проблеме;
  • организация аналогичной си­туации нравственного выбо­ра;
  • составление сказок, расска­зов, сочинений-рассуждений.
За трехлетний период обу­чения ученики написали более 50 разных по тематике сказок и рассказов. Такие сочинения и сказки: «Почему мама плачет?», «Великодушие и равнодушие», «Каменное сердце», «Самый трудный урок», «Снежинка и ка­пелька» и т. д. Итак, анализируя первый компонент системы формирования нравственных понятий и представлений, мож­но сделать вывод: задачи, постав­ленные на уроках, выполнены, но нуждаются в более детальной разработке и продолжении в последующих классах.
С 1997 года в первом клас­се ведется интернированный курс «Этика и культура речи», продолжаются вестись уроки этики в 5 классах по составленной мной проект - программе «Человек в современном мире».
Ориентируясь на первый компонент системы, использую прием этической пятиминутки, где вместе с детьми пытаюсь разобраться, как можно было избежать конфликта, как раз­решилась та или иная проблем­ная ситуация, постоянно доби­ваюсь формирования в детском коллективе привычки моральной оценки поступков с пози­ций доброжелательности и уважения друг к другу, задат­ков самоконтроля в поведении детей, установления хорошей атмосферы во взаимоотноше­ниях.
Известно, что в основе раз­вития человека лежит удовлет­ворение его потребностей, именно они являются источни­ком его активности, значит, обязанностью педагога становит­ся систематическое изучение типичных и индивидуальных по­требностей и интересов вос­питанников, в согласии с логикой этих интересов. Но повто­рюсь, учитель не может идти только на поводу у детей. От­сюда возникает новая сложней­шая задача — помощь в формировании новых потребнос­тей, более сложных и высоких, чем естественные природные потребности возраста.
Используя методику «Акт добровольцев», детям предла­гается избрать поведение, в ко­тором реально проявляются их сформированные понятия и представления:
  • Кто хочет помочь человеку?
  • Кто хочет сделать доброе дело?
  • Кто бы мог поработать для общего дела?
Таким образом, появляются театрализованные представле­ния «Как Тима учиться не хо­тел», «Здравствуй, зимушка-зима», «Лето, ах, лето», спортивные состязания «А ну-ка, мальчики», игровые занятия один раз в неделю.
Все это убеждает учащих­ся, что принятые в обществе формы контакта и взаимодей­ствия с людьми, закрепленные в правилах культурного пове­дения, основаны на принципах гуманизма, справедливости, здравого смысла, стремления к выполнению «золотого пра­вила нравственности»: отно­сись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Процесс становления лично­сти — процесс сложный. Без союза с родителями не обой­тись самому опытному педаго­гу, необходима совместная де­ятельность учителя и родителя, создание воспитывающей сре­ды, обеспечение единства тре­бований школы и семьи. Здесь необходимо придерживаться следующих принципов:
  • полное взаимопонимание и согласованность действий;
  • постоянный контакт с родите­лями;
  • опора на положительные чер­ты в каждом ребенке.
Учитель — ученик — роди­тель — вот что поможет укрепить веру в себя. Родители — актив­нее участники внеклассных ме­роприятий. Воспитательная ра­бота строится в форме коллек­тивных творческих дел. Каждое звено системы этического вос­питания, имея самостоятельную воспитательную задачу, взаимосвязано с другими и образует единое обоснованное и мето­дически продуманное воспита­тельное воздействие. Но при этом каждое звено требует по­стоянной доработки и поиска новых путей к душе маленько­го доверчивого человечка.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети