Зачем ты это сделал? Нравственное воспитание младших школьников Нравственное развитие ребенка определяется не только характером системы общественных отношений, в которую он включен, но и системой межличностных контактов, которые возникают у него в ближайшем окружении, в так называемой микросфере. Ее изучение, формирование — предмет серьезной заботы учителя.
Необходимо отказаться от привычки судить о ребенке только по результатам действия, а не по мотивам, продиктовавшим эти действия.
Дать оценку тому или иному проступку ребенка порой бывает очень трудно. Например, школьник затеял драку, защищая слабого или отстаивая его честь. Внешне — это нарушение этических норм, а фактически — их проявление, хотя и в неподходящей форме. Еще пример. Мальчик украл красивые вещи. Учитель это обнаружил. Ребенок залился слезами. Видно было, что он понимает и переживает свою вину.
— Зачем ты это сделал?
— Я хотел взять домой для маленькой сестренки.
Ребенок исходил из самых лучших побуждений, но не имел необходимых нравственных понятий, представлений и не понимал отрицательного характера своего поступка.
Вопрос. Отклонения в его нравственных представлениях устойчивы или неустойчивы? Если они устойчивы, то можно ли предположить, что они сохранятся и в будущем? Если не устойчивы, то, при каких условиях они должны исчезнуть?
Ответы на эти вопросы дадут возможность установить основные тенденции нравственного развития ребенка как в прошлом, так и в настоящем, предвидеть его поведение в будущем, а значит, разработать тактику и стратегию воспитания.
М. Пришвин записал в своем дневнике: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться. Воспитывающий подход основан на активном, самостоятельном, творческом овладении жизнью среди других людей. Можно научить ребенка тому, «что такое хорошо и что такое плохо». А можно воспитать в нем желание умение понимать, почему именно что-то одно хорошо, а что-то другое плохо. В первом случае итогом будет человек-робот с заложенным учителем алгоритмом, программой поведения, управляемый, благополучный средний, предельно пассивный, абсолютно не творческий, (на редкость послушный. А нужны ли нам такие запрограммированные личности? Думается нет. Нужен человек не просто как носитель определенной суммы знаний, а как самостоятельная личность, не только выполняющая известные нормы и правила, но и порождающая новые. Нужна личность, творчески развивающая и себя и окружающий! мир».
Искажение детских нравственных представлений страшно само по себе. Понятия ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо», очень пластичны. Он может быстро изменить под влиянием взрослых оценку того или иного факта.
Важно не упустить в воспитании период младшего школьного возраста. В эти годы можно многое исправить, многое привить из того, что ребенок должен был получить в семье.
Важно помочь ребенку приобрести нравственное достоинство, что является не простой задачей для современного школьника. Наша действительность требует от человека все больше нравственной энергии, морального напряжения, гуманного поступка. Следовательно, и процесс нравственной закалки личности усложняется.
Практика показала, что ребенок не отличает равнодушия от великодушия, честности от честолюбия, самолюбия от себялюбия. Проявлению моральных норм на практике предшествуют две ступени, первая из которых — формирование нравственных понятий и представлений.
Чтобы преодолеть первую (ступень, необходима система воспитания по формированию понятий и представлений у младших школьников о духовных и материальных ценностях, об окружающих людях, о самих себе.
Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:
?психологический настрой учащихся, включающий этические пятиминутки и этический разряд доброты;
?методически инструментированный, с учетом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий как специальный предмет;
?коллективную внеклассную деятельность детей с этической направленностью, ориентированную на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие;
?совместную деятельность (союз) с родителями;
?совместную деятельность (шефство) с детьми детского дома.
С первого знакомства с детьми находишься в поиске; сталкиваешься с массой вопросов, на которые ежедневно надо искать ответы. Крупицы радости, которые выпадают в этом поиске, составляют тот золотой запас, на который опираешься в своей многолетней работе. В этом отношении наследие В. А. Сухомлинского неоценимо. Он подошел к решению задач не традиционно, а избрал одной из ее магистральных путей педагогическую этику, науку о формировании нравственных основ человеческой личности, уделив при этом большое внимание вопросам нравственного воспитания посредством слова.
Используя составленную мной программу по этике, основанную на произведениях В. А. Сухомлинского, один раз в неделю провожу занятия с учащимися.
Основным принципом этики в начальной школе является принцип: получаемые этические понятия и представления обязательно должны затронуть чувственный мир ребенка.
Структура программы учитывает возраст детей, мир их представлений. Например, урок по теме «Жалость и жестокость». Художественные миниатюры, включенные в урок, «Каменное сердце», «Любовь и жестокость», «Кукла под дождем» несут в себе понимание, что такое жалость, жестокость, ситуацию нравственного выбора, который либо поставлен, либо разрешен.
Методика применения сказок, рассказов, легенд, притч следующая:
За трехлетний период обучения ученики написали более 50 разных по тематике сказок и рассказов. Такие сочинения и сказки: «Почему мама плачет?», «Великодушие и равнодушие», «Каменное сердце», «Самый трудный урок», «Снежинка и капелька» и т. д. Итак, анализируя первый компонент системы формирования нравственных понятий и представлений, можно сделать вывод: задачи, поставленные на уроках, выполнены, но нуждаются в более детальной разработке и продолжении в последующих классах.
С 1997 года в первом классе ведется интернированный курс «Этика и культура речи», продолжаются вестись уроки этики в 5 классах по составленной мной проект - программе «Человек в современном мире».
Ориентируясь на первый компонент системы, использую прием этической пятиминутки, где вместе с детьми пытаюсь разобраться, как можно было избежать конфликта, как разрешилась та или иная проблемная ситуация, постоянно добиваюсь формирования в детском коллективе привычки моральной оценки поступков с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, задатков самоконтроля в поведении детей, установления хорошей атмосферы во взаимоотношениях.
Известно, что в основе развития человека лежит удовлетворение его потребностей, именно они являются источником его активности, значит, обязанностью педагога становится систематическое изучение типичных и индивидуальных потребностей и интересов воспитанников, в согласии с логикой этих интересов. Но повторюсь, учитель не может идти только на поводу у детей. Отсюда возникает новая сложнейшая задача — помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные природные потребности возраста.
Используя методику «Акт добровольцев», детям предлагается избрать поведение, в котором реально проявляются их сформированные понятия и представления:
Таким образом, появляются театрализованные представления «Как Тима учиться не хотел», «Здравствуй, зимушка-зима», «Лето, ах, лето», спортивные состязания «А ну-ка, мальчики», игровые занятия один раз в неделю.
Все это убеждает учащихся, что принятые в обществе формы контакта и взаимодействия с людьми, закрепленные в правилах культурного поведения, основаны на принципах гуманизма, справедливости, здравого смысла, стремления к выполнению «золотого правила нравственности»: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Процесс становления личности — процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу, необходима совместная деятельность учителя и родителя, создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Здесь необходимо придерживаться следующих принципов:
Учитель — ученик — родитель — вот что поможет укрепить веру в себя. Родители — активнее участники внеклассных мероприятий. Воспитательная работа строится в форме коллективных творческих дел. Каждое звено системы этического воспитания, имея самостоятельную воспитательную задачу, взаимосвязано с другими и образует единое обоснованное и методически продуманное воспитательное воздействие. Но при этом каждое звено требует постоянной доработки и поиска новых путей к душе маленького доверчивого человечка.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |