От какого ума горе? Рационализм и русская литература Русская культура имеет свою, веками сложившуюся специфику. Ее наличие становится очевидным уже во второй половине XVIII столетия, после полувекового периода господства космополитического искусства классицизма. В демократической литературе 1760—70-х гг.
— драмах В. Лукина, романах М. Чулкова — автор смотрит на мир не глазами абстрактно-рассудочного моралиста, как это было у классицистов, а взглядом человека из народа, из русских. И если для классицистов — Ломоносова, Сумарокова — разум имел статус высшей ценности, начала, управляющего и природой, и индивидуальным и общественным поведением человека,
— то в демократической литературе разум все чаще рассматривается как инструмент обмана, авантюры и, в конечном счете, греха. Это демократическое отношение к разуму нашло отклик у русских писателей-классиков XIX века, которые внимательно присматривались к особенностям народного мировоззрения; и отрефлектировано в сочинениях первых русских оригинальных философов — Киреевского, Хомякова. Для них рационализм как мировоззрение, рассудочный подход к действительности — нечто принципиально чуждое духу русской жизни.
Яркий пример тому — комедия Грибоедова «Горе от ума». Интересно, что первоначально она задумывалась под названием «Горе уму». Почему так? Да потому, что под «умом» в те времена понимался рассудок, разум — кумир европейской культуры. В первоначальном замысле Грибоедова главный герой комедии — Александр Андреич Чацкий — выступал в качестве персонификации Ума, как это было свойственно аллегорической поэтике жанра классической комедии. Ему, Чацкому, побывавшему за границей и набравшемуся там ума, беда в мире русской действительности, куда он опять вернулся. В ходе работы над пьесой Грибоедов изменил замысел, сделав акцент на личности героя, на его страданиях и переживаниях от собственной несовместимости с укладом московской старины. Соответственно и название изменилось на «Горе от ума». Горе Чацкому — и не оттого, что кто-то, он ли, московский ли мир, плохи, далеки от идеала. Сам Чацкий, конечно, симпатичен читателю: пылкий, влюбленный юноша; с романтическими мыслями о переустройстве жизни. Но и фамусовское общество, несмотря! на выраженную сатирическую линию против него в комедии, тоже имеет право на существование, уже потому, что это традиционный уклад русской жизни. Не случайно Софья, имя которой — София, то есть Мудрость, делает свой выбор не в пользу Чацкого, а в пользу Молчалина, непосредственно продолжающего нравственную традицию Фамусовых. Выходит, ум (разумник Чацкий) и мудрость (София-Софья) в русской практике расходятся!
Мудрость заключается в том, чтобы следовать традициям, сложившимся в жизни народа. А они вовсе не обязательно рассудочны. Любимая героиня Пушкина в его бессмертном романе, Татьяна, подчеркнуто лишена той интеллектуальной утонченности, которая с детства окружала Онегина и от которой погиб Ленский — персонаж почти карикатурный. Напротив, Пушкин выводит на первый план наивную простоту Татьяны, любуется этой простотой, противопоставляя ее искусственной усложненности двух других героев... И Лермонтов, аристократ до мозга костей, говоря о своей родине в одноименном стихотворении, вдруг признается, что ему мила не официально-придворная Россия, ее светская культура, а сцены деревенской жизни, совершенно безыскусственной и, уж конечно, не разумной, той, где «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». «Полнейшего выражения чистой любви к. народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта», — комментирует этот стих Добролюбов.
Глубинная и притягательная нравственность народной жизни ощущается с особой силой писателями следующего поколения. Это ощущение заставляет Гончарова так построить своего «Обломова», что внимательный читатель не раз задумается, прежде чем предпочесть Илье Ильичу его антипода Штольца — человека деятельного и разумного, но нравственно неглубокого. Вспомним его слова: «Мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту...». Не случайно Ольга Ильинская сильно сомневается в перспективе своего счастья со Штольцем. Интеллект последнего отнюдь не становится залогом его духовности, человеческой полноты... И Тургенев, сталкивая Базарова с Павлом Петровичем в интеллектуальном поединке, в итоге показывает читателю несостоятельность обоих: первый лежит в могиле, второй романтически рыщет по свету. Зато отец и сын Кирсановы, которых демократическая критика уже больше ста лет громит за мягкотелость и уход с полей, где ломаются теоретические копья, живут себе, растят детей, совершенствуют хозяйство и корректно воздерживаются от чересчур принципиального спора о том, что должно и что недолжно. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
В открытое противоречие спор между разумом и нравственностью перерос в творчестве Достоевского и Льва Толстого. В «Преступлении и наказании» Достоевского главный герой Родион Раскольников одержим идеей математической этики, по правилам которой нравственные отношения имеют в своем основании силу и измеряются количественно. На весах истории, считает, он, величие деяний гениев человечества, одаренных разумом и дерзостью, перетягивает и оправдывает гибель противной старушонки и ее блаженной сестры. И такая этика имеет практику в истории. Наполеон, вспоминает Раскольников, оставил в Египте целую армию — и, тем не менее, а вернее, тем более в глазах человечества считается героем. Так же и прочие «сильные мира сего» — Солон, Магомет. Они презирали веками существовавшие законы и произволом собственного разума устанавливали другие законы, свои. Взгляды и судьбы миллионов смертных для них — ничто, коль скоро они дерзнули вознести свою жизнь в безвоздушное пространство чистой логики... Раскольников остается верен своей идее до самого конца книги и страдает от ее чудовищной неопровержимости, пока любовь — любовь Сони Мармеладовой (опять Софья-София!), просто Любовь, которая есть синоним Бога — не спасает его от помрачения. «Вместо диалектики наступила жизнь», комментирует писатель перемену в своем герое. Это значит, диалектика, то есть законы разума, в понимании Достоевского — нежизнь, нечто противостоящее жизни. Чистый разум, не сопровожденный нравственностью, истоки которой для писателя лежат в христианстве, становится врагом человечества. Такова сквозная идея зрелых книг Достоевского, прослеживаемая и в «Бесах», и в «Братьях Карамазовых». Разум имеет почти неотвязную сестру — гордыню, которая в христианстве считается одним из главных грехов. Поэтому Достоевский открыто проповедует отказ от рационализма во имя христианской любви к Богу и ближнему.
Несколько по-иному, но с тем же результатом решает вопрос о разуме и морали Лев Толстой. У него мораль номинально тоже имеет христианские истоки; но при ближайшем рассмотрении оборачивается фактическим призывом раствориться в соборном теле народа, где индивидуальный, эгоистический и на себя направленный разум попросту невозможен. «Сложность» дворянской рационалистической культуры здесь воспринимается как грех. Отсюда решение Пьера Безухова опроститься, выкристаллизовавшееся у него после встреч с солдатами на Бородинском поле и общения с Платоном Каратаевым в плену. «Простота есть покорность Богу, — размышляет Пьер. — И они просты», — думает он о солдатах, восхищаясь ими. Отказ от лукавых мудрствований ради общего бытия во плоти и духе с народом — вот идеал, к которому приходит Лев Толстой... И Андрей Болконский у него тем противопоставлен Пьеру, что постоянно тренирует свой разум, пытается жить по законам ума. И еще раз Толстой показывает поражение рационализма как миропонимания, когда в конце своей жизни князь Андрей осознает, что именно эта рассудочность, склонность к логицизму во все дни отягощала его существование. Предсмертные мысли Андрея — о Любви, о Боге — были утешительны для него. «Но это были только мысли. Чего-то недоставало в них, что-то было односторонне-личное, умственное». Подлинное облегчение приходит к князю, когда он принимает смерть не разумом, а всем своим существом. Так — не разумом, а естеством — и следует жить, по Толстому, всегда.
Итак, разум в русской культуре традиционно представлен как спутник эгоизма и гордыни, как начало, противопоставленное народной нравственности, духовно-религиозным основам бытия. Следственно, рационалистические теории в философии и общественной жизни чужды народному духу. В чем же особенность этого народного духа Русская мысль второй половины XIX столетия решила: в христианстве. Эта идея была подхвачена религиозной философией Серебряного века. Литература и философия послереволюционной эпохи по-своему и по-разному рассматривали национальную специфику России, но отношение к разуму как неадекватному задаче руководства человечеством началу сохранилось. Об этом и пойдет речь ниже.
Очерченный аспект миропонимания русских писателей, как правило, не акцентируется, а то и вовсе обходится вниманием при изучении в школе литературы XIX века. Однако при вдумчивом изучении произведений русской литературы XX века, особенно периода между двумя войнами (20—30-е гг.), обнаруживается его принципиальная важность. Многие книги 20—30-х гг. (причем лучшие книги — произведения М. Булгакова, Е. Замятина и др.) возникли как реакция на торжество утопического революционного мировоззрения, и поэтому Пафос смирения гордыни человеческого разума в них — основополагающий. Значит, учителю придется говорить об этом на уроках с учениками. И было бы целесообразно показать, что антирациональная, антиутопическая установка писателей — современников революции — не новость, а следование традиции, отмечаемой в лучших творениях русских классиков. Мы предлагаем сказать об этом на одном из первых уроков в 11 классе, в ходе вступительной лекции, и потом, во время работы с конкретным произведением, возвращаться к этой мысли.
Курс литературы XX века очень подвижен. Программные требования государственного стандарта сформулирован общо и неконкретно, и поэтому каждый учитель по своему усмотрению выбирает произведения для работы на уроках. Мы сделаем беглый обзор нескольких, наиболее художественно значимых книг, в которых антирационалистический пафос особенно заметен и важен.
Первая из таких книг, безусловно, антиутопия Е. Замятина «Мы». Написанный в 1920 г., на. пике революционно-утопического угара, этот роман в гротескной форме представил будущее страны, в которой победила рационалистическая утопия. Пророческий характер замятинского романа с пугающей точностью подтверждается временем, правда, столь кратким, как не мог ожидать автор. Замятин пишет о нескольких столетиях, прошедших со времени «великой последней революции» — а у Солженицына в «Одном дне Ивана Денисовича», вышедшем всего через 40 лет после «Мы», мрачные прогнозы замятинской антиутопии уже оборачиваются страшной реальностью. И там, и там — жизнь за стеной, отгораживающей от мира; и там, и там — лишенные индивидуальности люди-нумера; и там, и там — страх, доносительство, а над всем этим — лишенный недостатков кумир, Благодетель-Хозяин... Разница лишь в одном — а настроении, с которым живут граждане «страны будущего»: у Замятина это бездумный восторг, у Солженицына — усталая обреченность, идущая от безысходности существования.
Уже на первых страницах романа герой Замятина, инженер Д-503, декларирует свои взгляды — в частности, на смертную казнь и на общественное планирование. Мы, неразумные предки, с нашим вниманием к индивидуальности, с нашей болезненной нравственной щепетильностью, в глазах героя выглядим глупо. «Убить одного, то есть уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет — это преступно, а уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет — это не преступно». Ну, разве не смешно? ...Ни один из Кантов не догадался построить систему научной этики, то есть основанную на вычитании, сложении, делении, умножении. От читателя не требуется особой проницательности, чтобы заметить, как непосредственно, почти буквально эти мысли перекликаются с теорией Раскольникова. Рационализм, возведенный в ранг добродетели, математическая этика — все взгляды замятинского героя словно почерпнуты из арсенала вульгарного социализма прошлого века.
И писатель не обходит оценкой эти взгляды. Внимательно читая роман, мы очень скоро узнаем, что у героя, исповедующего такую идеологию, нет личности, нет души. Он в высшей степени массовый индивид, представитель нивелированного человечества. И зарождение души, акт персональной рефлексии, оказывается, связан для него с неимоверными страданиями. Герою кажется, что рушится привычный мир, что он сам гибнет, что у него раздвоение личности и это так и есть. Потому что, открывая в себе «я», он вынужден видеть «я» и в других, окружающих его людях. Мир, таким образом, уплотняется, теряет прекрасную, но безжизненную теоретическую прозрачность. Здесь уместно было бы сказать словами Достоевского: «Вместо диалектики наступила жизнь», но жизнь для Д-503 наступить не успевает. Мы расстаемся с ним в момент, когда он уже готов для жизни, уже признал, что Вселенная и мир бесконечны и нет и не может быть воплощения разумного совершенства ни в обществе, ни в космосе — ив этот момент железная рука разумного государства берет его и совершает над ним «операцию по удалению фантазии», чтоб ничто личное, живое, никакая «блажь» не мешали дебильно сосредоточенному счастью поселенца искусственного рая. Его губит Разум, воплощенный в армиях Единого Государства, безличный и бесчеловечный.
Бесчеловечность разума — тот самый пункт, который отвращает писателя (и читателя) от идеологии рационализма. Утопия по самому жанровому свойству обезличена. Она содержит рассказ об «идеальном государстве» от лица присутствовавшего там краткое время постороннего путешественника. Таковы утопии Платона, Т. Мура, Ф. Бэкона. Что же касается жителей самого этого государства, то они даны совершенно рядоположно и индефферентно, как безликие статисты. Это одинаково счастливый народ, с трудом членимый на персоны — сплошное «мы».
Но потому-то и протестует против утопии гуманистическое сознание, создавая антиутопию, что гражданином «Единого Государства» все равно является человек. И нет ничего удивительного в том, что первая антиутопия — роман «Мы» — возникла именно на русской почве. С одной стороны, этому способствовала традиция скептического и просто отрицательного отношения к разуму и его порождениям; с другой — кто еще, как не русский человек 20-х годов, мог со всей остротой ощутить лично горечь плодов утопических мечтаний?!. В отличие от утопического мир антиутопии дан во взгляде аборигена «счастливой страны», а не постороннего скитальца. И этот абориген постепенно, медленно и трудно, прозревает, открывая для себя страшные истины о том, в каком мертвом, бездушном мире он живет. Да, этот мир разумен. Страшно разумен. Только разум, его создавший — какой-то особый, отдельно существующий, нечеловеческий разум. По его законам все получается правильно и благополучно в государственном или планетарном масштабе, но для отдельного индивида он губителен. Индивидуальность становится грехом, свобода — преступлением. «Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы» (из записей Д-503). Такой разум под стать некоему недоброму богу, такому, от лица которого выступает Благодетель: «О чем люди — с самых пеленок — молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье — и потом приковал к этому счастью на цепь. Что же другое мы делаем теперь, как не это? Древняя мечта о рае.. Вспомните: в. раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там — блаженные с оперированной фантазией (только потому и блаженные) — ангелы, рабы Божьи». Да и сами нумера видят свою миссию на свете в том, чтобы «помочь Богу окончательно одолеть диавола — это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы». Именно об этом пишет свою «райскую поэмку» нумер К-13, государственный поэт... и потому заключительные слова романа, написанные уже оболваненным, морально кастрированным Д-503, звучат угрожающе: «Я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить».
Может создаться впечатление, будто Замятин проповедует иррационализм. Отнюдь. Постоянный оппонент Д-503 в идеологическом споре, 1-330, женщина, которая пробуждает инженера к жизни осмысленной, нисколько не слабее его в рассуждениях; за ее словами чувствуется логика и умение рассуждать. Иначе как ей поколебать уверенность математика, «философа от математики» Д-503? И она находит довод, убедительный для противника. «Представь себе последнее число», — говорит она. Но ведь последнего числа нет! Значит, нет конца ни у чего на свете, что живо в живом представлении, а не только у числового ряда. И нет последней революции, и нет совершенного государства, и нет окончательной истины. Истина — в движении к ней, а не в покое обретения. И тот разум, который отстаивает 1-330 — разум ищущий, не успокоенный. Враг же гуманизма — это самодовольный, уверенный в незыблемости собственных истин рассудок, работа которого — полагать границы, делить на удобоваримые порции бесконечность мироздания. Настоящий, человеческий разум окрашен нравственностью, ей он служит; и в критических ситуациях (как та, когда Д-503 спасает О-90 и ее ребенка или отказывается верить коварным наветам Благодетеля) именно нравственность, а не рассудок подсказывает личности направление поступка.
Книга Замятина направлена против утопии как порождения дегуманизированного в своем рационализме сознания. Разум здесь обнажает свою античеловеческую сущность, реализуемую в тоталитарном государстве... Совершенно по-другому подходит к исследованию природы разума и места его в современном мире другой писатель — М. Булгаков, чье творчество также приходится на 20—30-е гг. Прежде всего, в своих фантастических повестях («Роковые яйца», «Собачье сердце») Булгаков определяет классовую позицию разума. Разум, вооруженный новейшими открытиями естественных (и — подразумевается — социальных) наук, сосредоточен в очень узком общественном кругу. Его носителями являются «господа» — люд), удаленные от жизни народных масс. Эта удаленность провоцирует в господах ученых их безответственность, тягу к необдуманным экспериментам — таким, какие ставят профессора Персиков и Преображенский. Разум — страшная сипа, предупреждает Булгаков; и ученый, создавая гомункула, должен быть уверен, что никакая злая воля не поможет ему выйти из реторты и не сделает своим орудием. Значит... значит, опять мы приходим к тому же выводу, что и у Замятина: могущество разума должно ограничиваться нравственностью никакое, даже самое удивительное детище Ума не имеет права на существование, если оно не будет гарантированно служить миру и человечеству, а не наоборот.
Господа ученые этого не понимают. Они увлечены великолепием своих догадок и открытий, и им по большому счету нет дела до того, в чьи руки попадут результаты экспериментов. Их привилегированное положение в обществе, достаток и известность приучили их свысока поглядывать на копошащийся людской муравейник. Они чувствуют себя этакими олимпийцами, живущими над миром, вне его забот. А это ведь и есть гордыня Разума, пророчески обличенная Достоевским в «Бесах» в демонической фигуре Верховенского. На всякий случай, если вдруг людская волна поднимется и начнет достигать ступеней жреческого обиталища, у олимпийцев есть верные трезоры, обученные деликатно, но твердо отстаивать неприкосновенность индивидуализма небожителей — сторож Панкрат у Персикова, домработница Зина у Преображенского... Но бывают такие минуты, когда пена земных страстей перехлестывает через пороги мыслительских квартир, и тогда начинается светопреставление. В доме Преображенского этот потоп изображен карикатурно: безмозглый Шариков заперся в ванной и напустил полные комнаты воды. Результат — легкое, но понимающее недовольство обитателей калабуховского дома и отмена приема пациентов. В случае с Персиковым события разворачиваются трагично. Обезумевшая толпа врывается в помещение института, сметает Панкрата и затаптывает самого профессора — видимого виновника происходящих несчастий.
Можно задаться вопросом: кто действительно виноват в событиях «Роковых яиц» и «Собачьего сердца»? Может быть, виновники — Рокк и Швондер соответственно, которые с плебейской халатной тупостью отправили «плоды умов» служить социализму? Отчасти так, и причастность большевиков к коллизиям повестей отрицать бессмысленно. Однако не стоит забывать, что предмет, о котором метафорически повествуется и в «Роковых яйцах», и в «Собачьем сердце» — пролетарская революция и ее последствия. И Рокк, и Швондер — это лишь частички миропорядка (точнее, миробес-порядка), порожденного революцией. Основной же источник творящегося хаоса — безотвётственный, самовлюбленный разум оторвавшихся от жизни интеллектуалов-мечтателей, до последней, критической минуты не ведающих и не желающих ведать, что они творят.
Особую постановку вопрос о разуме принимает в шедевре Булгакова — романе «Мастер и Маргарита». Здесь автор решает, среди прочих, проблему онтологического порядка: каково место разума в мироздании? Этот вопрос начинает звучать, пока неявно, уже в первой главе романа, в сцене на Патриарших прудах. Основной пункт спора между литератором Берлиозом и таинственным иностранцем Воландом — двухтысячелетний философский вопрос о бытии Бога, и другой, непосредственно с ним связанный — о свободе воли. Берлиоз в этом споре стоит на позициях рационалистического атеизма, полагающего центром мироздания человеческий разум; Воланд же выступает как апологет религиозного мировоззрения — правда, скажем так, очень неканонического. Одна из истин, представленных в романе как объективная, заключается в том, что Иисус существовал. Именно эту истину с позиций своего рационализма пытается отрицать Берлиоз, повторяя мысль Канта о том, что в области разума доказательств бытия Бога быть не может, и отрицая его же, кантовское, моральное доказательство. Но таким образом Булгаков (вместе с Воландом) отвергает претензии разума на обладание истиной! Ведь если Бог есть, а разум это оспаривает, значит, разум заблуждается — и, уж конечно, ему, такому разуму, нет места в центре бытия. И значит, не он управляет «жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле». Воланд совершенно правильно ставит вопрос: «Как же может человек управлять, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?» Берлиоз пытается спорить, но Воланд предъявляет ему страшное «седьмое доказательство», и в рамках романа становится совершенно ясно, что да, человек мал и слеп, и его гордый разум не может знать даже собственного завтра. «Не надо никаких точек зрения, и доказательств никаких не требуется» там, где дело касается высшей истины.
Дальше — больше. Чтобы понять подлинную правду жизни, показывает Булгаков, надо вовсе отказаться от разума, пройти через безумие. Именно этот путь предстоит Ивану Бездомному. После смерти Берлиоза мысль о безумстве Воланда перестает удовлетворять поэта: слишком уж складно совпадают с действительностью все предсказания «консультанта». Но если Воланд не сумасшедший, значит... сумасшедший сам Иван Бездомный?! И Ивану приходится изведать горькую участь «черной овцы», безумца в человеческих глазах, чтобы получить от Мастера подлинное, живое знание, очень мало связанное с разумом, но содержащее в себе зерно истины. Мастер очень недвусмысленно напоминает Ивану о настоящем положении в мире людей двоих участников ночного разговора: «Будем глядеть правде в глаза... и вы и я — сумасшедшие».
Если первая часть романа — постановка вопроса «что есть истина?» и развенчание попыток ответить на него средствами человеческого рассудка, то вторая — утверждение любви и веры в качестве высших ценностей. Первые слова второй части — «я покажу тебе такую любовь» — указывают на предмет дальнейшего повествования. Действительно, любовь в итоге оказывается высшим началом бытия, определяющим все, что происходит с героями. Любовь Маргариты спасает Мастера и приводит его к покою. Любовь заставляет Маргариту идти вслед за Мастером в это царство покоя, хотя она заслуживает высшей благодати — Света... Любовь создает Веру. И эта вера становится подлинным основанием земного существования, его внутренней целевой при чиной. «Каждому дается по вере его», — провозглашает сатана на своем балу евангельскую истину. И голова Берлиоза, верившего в небытие, превращается в его рутах в череп, в прах. Точно так же по вере получают и все остальные персонажи. Мастер хотел покоя, верил, что он придет — и получил его. Маргарита получает верную, вечную любовь. Понтий Пилат идет рядом с Иисусом и, счастливый, слышит от него, что позорной казни не было... И пусть все, что случается с героями, неразумно, выходит за пределы рационалистического миропонимания — зато эти события соответствуют истине долженствования. Так должно быть с точки зрения Абсолюта — и разум не в силах происходящему помешать.
Как видим, идеология булгаковского романа совершенно определенным образом вступает в полемику с рационалистическими воззрениями современности. Булгаков однозначно проповедует мысль о вторичности разума по отношению к другим онтологическим ценностям — вере и любви. Не будет ошибкой назвать позицию писателя гностическим мистицизмом, распространенным среди интеллектуалов той эпохи. Как говорит Мастер Маргарите: «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы». И потусторонняя сила выручает, становясь опорой для веры, прибежищем против плоского рационализма эпохи. Лучше какая-то вера, чем рассудок, мечущийся в бессмысленной пустоте существования.
В булгаковских книгах нашли сконцентрированное выражение духовные вопросы, волновавшие
современников. И мы видим у писателя в целом скептическое отношение к разуму. С одной стороны, это начало, неспособное, вопреки распространенному убеждению, овладеть истиной (в романе), с другой — начало, претенциозное, стремящееся поставить себя над миром и обрести полноту безответственной свободы (в повестях). Совершенно очевидна сентенция писателя: продемонстрировать границы возможностей рассудка и указать на его онтологически подчиненное, вторичное положение.
Мы здесь рассмотрели только некоторые, наиболее показательные и связанные со школьной программой произведения, в которых зафиксировано негативное отношение русских писателей XX века к культу разума. И мы показали традицию этого отношения... Рассмотренные тексты по времени возникновения относятся к 20—40-м годам нашего столетия, периоду, когда особенно болезненно переживались Россией события, порожденнные рационалистическим самообожествлением человечества. Но и впоследствии, в произведениях современной русской литературы, тема необходимого ограничения претензий и сферы деятельности рассудка звучит то и дело.
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» стоит на границе двух эпох. Им заканчивается первая половина XX столетия — время революций и войн. Он фактически подводит итог этому периоду, вместе с его духовными исканиями. Интересно, в контексте нашей темы, отметить взгляды, которые в юности выработал главный герой, Юрий Живаго. «Сознание — свет, бьющий наружу... — говорит он однажды. — А душа человека — человек в других людях». То есть главная, духовная цель жизни людей — единение в общем, соборном бытии. А сознание — луч, освещающий дорогу к людям. Такова истинная роль и место разума: он инструментален, он лишь орудие в достижении другой, более высокой цели, чем он сам.
Но в общественной жизни дело пошло так, что разум и его плод — рационализированное, механистическое людское сообщество — заняли главенствующие позиции. И некоторое время такое состояние бытия оставалось официально признано должным. Будильником общественного сознания в этом отношении выступила так называемая «деревенская проза». Вот старуха Дарья в распутинском «Прощании с Матерой». О чем она говорит со своим внуком Андреем? О новой жизни, машинной жизни, в которой человек ошибочно мнит себя хозяином. «Он давно уж не хозяин. Давно из рук ее упустил. Она над им верх взяла, она с его требует че хочет, погоном его погоняет» . И дальше: «Ты говоришь — машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не они на вас, а вы на их работаете, — не вижу я, ли че ли!» Победа разума над человеком, о которой предупреждали русские писатели за целое столетие, начиная с Достоевского, стала свершившимся фактом. Отсюда трагизм авторского мироощущения в прощании с Матерой. Это прощание — не только с островом, но и со всей прежней жизнью, в которой человек был хозяином своего разума, а не наоборот; прощание с должным состоянием бытия. Нет необходимости сгущать здесь темные краски; но справедливость требует признать, что деревенская проза в 60—70-е годы оставалась почти единственным очагом, сопротивления человечности против рационалистического технократического механицизма в русской советской литературе.
Подведем итог. Русская мысль еще с конца XVIII века ощущает начало чистого рационализма, не оплодотворенное нравственностью, как чуждое себе, своей национально-культурной среде. Поначалу писатели показывают драматическое отчуждение человека, воспитанного в духе рационализма, от русской общественной среды. Потом Достоевский выступает с пророческим предупреждением об опасности безнравственного разума для народа и человечества. Литература XX века развивалась в условиях постепенного осуществления пророчеств. И тем критичнее становилось отношение писателей к разуму. Разум сам по себе, в отрыве от нравственных оснований — слепая, эгоистичная сила, несущая зло человечеству. Плоды такого разума — тоталитаризм и дегуманизация общества. Разум а отрыве от веры — цели своего служения — оказывается бессильным, он не способен самостоятельно решать коренные вопросы человеческого бытия. Он органически должен опираться на какую-то веру; и если это не есть вера в Истину, Добро, Свет — то это вера в тьму, зло или ничто, хаос небытия. Задуматься об этом призывают русские писатели.
В современном образовании все настойчивее проводится курс на гуманитаризацию дисциплин и методик преподавания. В русле этой задачи представляется существенно важным осветить перед учениками 11 классов тот по сути своей гуманистический, антимеханистический аспект содержания русской литературы, о котором шла речь в настоящей статье. Методика работы здесь может быть различной, речь о ней следует вести отдельно. Мы предлагаем при работе с произведением (тем из упомянутых, которое учитель включает в свою программу) обратить особое внимание на цитированные эпизоды и рассказать об их идейной связи с другими произведениями соответствующей тематики. Можно также предложить учащимся тему сочинения такого характера: «Каково отношение данного писателя к разуму?» (по конкретному произведению) или «Был ли данный писатель рационалистом?» (с предполагаемым раскрытием в работе смысла этого понятия). Кроме того, кто-нибудь из учеников может выступить на уроке с докладом на соответствующую тему.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |