Кто он? Социально-психологический портрет новосибирского подростка «Трудный возраст», «переходный возраст», «кризис отрочества», «критический этап социализации» — вот лишь немногие из наименований, которыми обозначается подростковый период, вызывающий, пожалуй, наибольший исследовательский интерес у психологов и обоснованные опасения у педагогов. Несомненно, переход от детства к взрослости практически никогда не протекает без проблем. Особенно в наших условиях, когда на кризис возраста накладываются еще и специфические условия социального кризиса.
В Новосибирске лабораторией «Текст» совместно с преподавателями кафедры психологии и педагогики гуманитарного образования НГПУ в 1994 году было проведено исследование «Новосибирский подросток». Исследование проводилось на основе опроса подростков-старшеклассников в десяти школах города Новосибирска. Оно осуществлялось по серийно-гнездовой выборке с применением разработанной авторским коллективом анкеты «Ваше мнение». В дальнейшем данные исследования были дополнены результатами нескольких срезовых опросов по панельной методике. Было опрошено более тысячи подростков. В результате получены данные, позволившие очертить общий контур социально-психологического портрета новосибирского подростка. КАК ОНИ СЕБЯ ОЦЕНИВАЮТ Взрослыми считают себя 15% опрошенных; еще не взрослыми, но уже не детьми — 82; скорее, детьми, чем взрослыми, — 3. Самостоятельными во всех вопросах назвали себя 10%; самостоятельными в главных вопросах жизни — 36; не совсем самостоятельными — 52 и совсем не самостоятельными признали себя 2%. ЧЕМУ ОНИ ПРИДАЮТ ЗНАЧЕНИЕ В числе наиболее актуальных были обозначены социальные проблемы, довольно далекие от каждодневной жизни подростков, такие как экологическая катастрофа, СПИД, преступность, безработица, наркомания. В разряд наименее важных попали непонимание сверстников, алкоголизм и проституция. ЧТО ОНИ СЧИТАЮТ НОРМОЙ, А ЧТО — ОТКЛОНЕНИЕМ Отклонением от нормального поведения подростки считают употребление наркотиков, самоубийство, нарушение законов. Нормальным явлением считается «свободная любовь» и азартные игры. Все остальные отмеченные формы поведения не получили однозначной оценки. Пограничную позицию между нейтральной и негативной оценками заняло курение. Отклонением его считают 46%, иногда оправданным — 26, нормальным явлением — 28. По-видимому, эти данные могут служить косвенными показателями распространения тех или иных форм девиантного поведения в среде школьных подростков. КАК ОНИ ОЩУЩАЮТ СЕБЯ В МИРЕ Следующий блок вопросов касался самоощущения и оценки своего положения в современном мире. 48% опрошенных считают, что в наше время их ровесникам живется труднее, чем в другие времена; 39 — что так же; 13 — что легче, чем жилось раньше. КОМУ И НАСКОЛЬКО ОНИ ДОВЕРЯЮТ Основной источник доверия современных подростков-школьников — это родители. Несколько меньше они доверяют сверстникам и школьным учителям. Однозначное недоверие вызывают органы власти, правительство, несколько меньшее, но также существенное — городские власти. ЧТО ОНИ ЧИТАЮТ В области чтения приоритеты распределились следующим образом: самыми читаемыми книгами оказались книги о любви и приключенческая литература. Однозначное отвращение вызывают книги о политике. Остальные жанры попадают в ранг средней «читаемости». Особых усилий раздобыть понравившиеся книги подростки чаще всего не прилагают. 42% используют только фонды домашних библиотек, 20 — покупают сами, 19 — берут у друзей и знакомых, 12 — посещают с этой целью городские библиотеки и лишь 7% — школьную библиотеку. С КЕМ ПРОВОДЯТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ В ответах на вопрос о формах проведения досуга обнаружилось, что большинство опрошенных предпочитают проводить свое свободное время с друзьями, и только 12% — в одиночестве. 47% указали, что большинство их друзей учится с ними в одной школе, 35 — живут неподалеку, 18 — друзья живут далеко. Вопрос о частоте посещения театров обнаружил, что в Новосибирске 4% подростков не были в театре ни разу в жизни. КАКИЕ КАЧЕСТВА ОНИ ЦЕНЯТ В ЛЮДЯХ Наибольший рейтинг из предложенного списка качеств имеет чувство юмора. Несколько меньше, но также достаточно высоко ценятся честность и доброта. Практически не придают авторитета человеку в глазах подростков вежливость и чувство долга. КАК ОНИ ВИДЯТ НАСТОЯЩЕЕ И ЧЕГО ЖДУТ ОТ БУДУЩЕГО В цепом довольны своей жизнью 44%, отчасти довольны 50, недовольны. Что касается взглядов подростков на будущее, то они, в основном, отличаются оптимизмом, что показали ответы на последние вопросы анкеты. Так, 46% опрошенных считают, что через пять лет в нашей жизни все изменится к лучшему, 21 — думает, что ничего существенно не изменится, лишь 6 полагают, что все изменится к худшему, а 27% никогда не задумывались над этим. Тенденции, выявленные в ходе исследования, представляют собой обобщенный социально-психологический портрет современного новосибирского подростка-старшеклассника в следующих ракурсах. ПОДРОСТОК И ГОСУДАРСТВО Как показали материалы исследования, современный подросток-старшеклассник чувствует себя еще не взрослым, но уже не ребенком. Государство воспринимается им как мир «чужих» взрослых, несправедливый, непонятный, а иногда и жестокий по отношению к нему. Подростки ощущают свою возрастную маргинальность и предполагают дискриминирующее отношение со стороны «взрослого» мира, в котором нет по отношению к ним ни снисходительности как к детям, ни равенства как со взрослыми. Это проявилось в результатах опроса. «Взрослый» мир вызывает тревогу и опасения. Именно к социальной области относятся проблемы, оцененные как наиболее важные: экологическая катастрофа, СПИД, преступность, безработица, наркомания. Здесь, по-видимому, срабатывает также эффект неполной и недостаточно достоверной информации, получаемой подростками по этим вопросам. Информационный вакуум заполняется мифологическими представлениями. Отношение к государству как к миру «чужих» взрослых проявляется и в литературных предпочтениях: наибольшее отвращение вызывают у опрашиваемой категории книги о политике. Политика представляется подросткам не совсем честной и опасной игрой представителей «взрослого» мира. ПОДРОСТОК И ЗАКОН Закон в восприятии подростков не отождествляется с государством в целом и с отдельными государственными учреждениями. Так, при столкновении с правоохранительными органами дискриминация в свой адрес подростками не ожидается. Закон оценивается как независимая от чьего-либо произвола и от «мира взрослых» сила, объективная и справедливая. Опрошенные школьники, в основном, законопослушная категория, нарушение законов расценивается ими как отклонение от нормального поведения. Они демонстрируют готовность подчиниться и правилам «взрослой» игры, если эти правила разумны и справедливы. Даже прогуливание уроков трактуется ими как отклонение от нормального поведения, хотя иногда оправданное. Одной из задач исследования было выявить некоторые факторы, позволяющие прогнозировать потенциальную криминогенность подросткового возраста. Предварительным этапом для составления прогноза криминогенности подростковой среды было определение психологических причин готовности нарушить закон. Для этого применялся индекс потенциальной криминогенности, основанный на корреляционном анализе отдельных показателей. Получены положительные корреляции готовности нарушить закон со следующими показателями: ?представлением о том, что в ближайшее время все изменится к худшему; ?представлением о том, что жить стало труднее, чем в другие времена; ? высокой оценкой таких качеств, как честность и отзывчивость. Отрицательные корреляции — с высокой степенью оценки таких качеств, как волевой характер, умение найти выход из любой ситуации, физическая сила. Статистически значимых корреляций с другими вопросами анкеты не получено. Можно с определенной долей вероятности предположить, что в подростковой криминогенной среде распространено представление о нарушителях закона как о «благородных разбойниках», не сумевших найти другого выхода из ситуации. Наиболее криминальные группировки, с точки зрения подростков, — это «мажоры», националисты, неофашисты. ПОДРОСТОК И СВЕРСТНИКИ Круг общения новосибирских подростков достаточно узок и ограничен, в особенности в отдаленных от центра районах. Большинство опрошенных имеет нескольких друзей, некоторые — одного, 12% — ни одного из знакомых не могут назвать настоящим другом. Друзья учатся, как правило, в одной школе либо живут рядом. «Отдаленных» друзей мало. Подростки предпочитают проводить досуг в компании друзей, а не в одиночестве. Поскольку их круг общения ограничен географическим пространством школы или микрорайона, то их общение со сверстниками зачастую имеет вынужденный характер. Боязнь одиночества, отвержения и остракизма заставляет подростков некритично принимать ценности своей группы и следовать ее стандартам поведения. Так, нормальными явлениями в среде старшеклассников считаются «свободная любовь» и азартные игры. Качества, которые ценятся в себе и других, — чувство юмора, честность, доброта, ум. В вопросе о неформальных молодежных группировках выявилось, что большинство подростков предпочитают спортивную направленность последних. Особо высокая популярность спортивных группировок коррелирует с тем фактом, что большинство опрошенных отмечают физическую силу как недостающее им качество. В сочетании с довольно высоким процентом подростков, осуждающих курение, можно отметить это как возникающую ориентацию подростков на здоровый образ жизни. ПОДРОСТОК И РОДИТЕЛИ Если отношения с широким социальным и, в особенности, государственно-политическим миром «чужих» взрослых внушают подростку тревогу и опасения, то их родители — это та категория людей, которой они доверяют почти безоговорочно. Поэтому и проблемы, возникающие в отношениях с родителями, воспринимаются ими наиболее остро. Немаловажную роль здесь, видимо, играет также то обстоятельство, что подростки-школьники находятся в экономической зависимости от родителей: последние — главный источник их «карманных» денег. Данные показывают, что поляризация доходов проявляется отчасти и в большом диапазоне различий между суммами, которые родители выдают подросткам на их нужды. Таким образом, можно считать, что именно семья, а не группа сверстников, как предполагалось в гипотезах исследования, воспринимается подростками как своеобразная психологическая «ниша» в мире «чужих» взрослых. Родители — это «свои» взрослые, это поддержка и защита, материальная и эмоциональная. ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА БУДУЩЕЕ Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что современному подростку свойственна некоторая романтическая ориентация, которая проявляется в том числе и в выборе литературы для чтения —книги о любви и приключенческий жанр. Большинство подростков считают, что им живется труднее, чем их ровесникам в другие времена. Вместе с тем, в обозримом будущем — в ближайшие пять лет —ожидается, что все изменится к лучшему. Психологическое восприятие подростками социального времени моделируется следующим образом: нам досталось, бесспорно, не лучшее время, но это не «наше» время, а время «чужих» взрослых. Пережить его, поможет, в первую очередь, чувство юмора, недаром оно ценится больше всех остальных качеств и в себе, и в других. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |