Кто он? Социально-психологический портрет новосибирского подростка

 «Трудный возраст», «пере­ходный возраст», «кризис от­рочества», «критический этап социализации» — вот лишь не­многие из наименований, которыми обозначается подро­стковый период, вызывающий, пожалуй, наибольший исследо­вательский интерес у психоло­гов и обоснованные опасения у педагогов. Несомненно, пе­реход от детства к взрослос­ти практически никогда не протекает без проблем. Осо­бенно в наших условиях, когда на кризис возраста наклады­ваются еще и специфические условия социального кризиса.

В Новосибирске лаборато­рией «Текст» совместно с пре­подавателями кафедры психо­логии и педагогики гуманитар­ного образования НГПУ в 1994 году было проведено исследо­вание «Новосибирский подро­сток». Исследование проводи­лось на основе опроса подрос­тков-старшеклассников в деся­ти школах города Новосибирс­ка. Оно осуществлялось по се­рийно-гнездовой выборке с применением разработанной авторским коллективом анкеты «Ваше мнение». В дальнейшем данные исследования были до­полнены результатами несколь­ких срезовых опросов по па­нельной методике. Было опро­шено более тысячи подростков. В результате получены данные, позволившие очертить общий контур социально-психологи­ческого портрета новосибирс­кого подростка.

КАК ОНИ СЕБЯ ОЦЕНИВАЮТ

Взрослыми считают себя 15% опрошенных; еще не взрослыми, но уже не детьми — 82; скорее, детьми, чем взрослыми, — 3.

Самостоятельными во всех вопросах назвали себя 10%; са­мостоятельными в главных воп­росах жизни — 36; не совсем самостоятельными — 52 и со­всем не самостоятельными при­знали себя 2%.

ЧЕМУ ОНИ ПРИДАЮТ ЗНАЧЕНИЕ

В числе наиболее актуаль­ных были обозначены соци­альные проблемы, довольно далекие от каждодневной жиз­ни подростков, такие как эко­логическая катастрофа, СПИД, преступность, безработица, наркомания. В разряд наиме­нее важных попали непонима­ние сверстников, алкоголизм и проституция.

ЧТО ОНИ СЧИТАЮТ НОРМОЙ, А ЧТО — ОТКЛОНЕНИЕМ

Отклонением от нормально­го поведения подростки счита­ют употребление наркотиков, самоубийство, нарушение за­конов. Нормальным явлением считается «свободная любовь» и азартные игры. Все осталь­ные отмеченные формы пове­дения не получили однозначной оценки. Пограничную позицию между нейтральной и негатив­ной оценками заняло курение. Отклонением его считают 46%, иногда оправданным — 26, нор­мальным явлением — 28. По-видимому, эти данные могут служить косвенными показате­лями распространения тех или иных форм девиантного пове­дения в среде школьных под­ростков.

КАК ОНИ ОЩУЩАЮТ СЕБЯ В МИРЕ

Следующий блок вопросов касался самоощущения и оценки своего положения в со­временном мире. 48% опро­шенных считают, что в наше время их ровесникам живется труднее, чем в другие време­на; 39 — что так же; 13 — что легче, чем жилось раньше.

КОМУ И НАСКОЛЬКО ОНИ ДОВЕРЯЮТ

Основной источник доверия современных подростков-школьников — это родители. Несколько меньше они дове­ряют сверстникам и школьным учителям. Однозначное недо­верие вызывают органы власти, правительство, несколько мень­шее, но также существенное — городские власти.

ЧТО ОНИ ЧИТАЮТ

В области чтения приорите­ты распределились следующим образом: самыми читаемыми книгами оказались книги о люб­ви и приключенческая литера­тура. Однозначное отвраще­ние вызывают книги о полити­ке. Остальные жанры попада­ют в ранг средней «читаемос­ти».

Особых усилий раздобыть понравившиеся книги подрост­ки чаще всего не прилагают. 42% используют только фонды домашних библиотек, 20 — по­купают сами, 19 — берут у дру­зей и знакомых, 12 — посеща­ют с этой целью городские библиотеки и лишь 7% — школьную библиотеку.

С КЕМ ПРОВОДЯТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

В ответах на вопрос о фор­мах проведения досуга обна­ружилось, что большинство оп­рошенных предпочитают про­водить свое свободное время с друзьями, и только 12% — в одиночестве. 47% указали, что большинство их друзей учится с ними в одной школе, 35 — живут неподалеку, 18 — дру­зья живут далеко.

Вопрос о частоте посеще­ния театров обнаружил, что в Новосибирске 4% подростков не были в театре ни разу в жизни.

КАКИЕ КАЧЕСТВА ОНИ ЦЕНЯТ В ЛЮДЯХ

Наибольший рейтинг из предложенного списка качеств имеет чувство юмора. Не­сколько меньше, но также до­статочно высоко ценятся чес­тность и доброта. Практичес­ки не придают авторитета че­ловеку в глазах подростков вежливость и чувство долга.

КАК ОНИ ВИДЯТ НАСТОЯЩЕЕ И ЧЕГО ЖДУТ ОТ БУДУЩЕГО

В цепом довольны своей жизнью 44%, отчасти доволь­ны 50, недовольны. Что каса­ется взглядов подростков на будущее, то они, в основном, отличаются оптимизмом, что показали ответы на последние вопросы анкеты. Так, 46% опрошенных считают, что через пять лет в нашей жизни все из­менится к лучшему, 21 — ду­мает, что ничего существенно не изменится, лишь 6 полагают, что все изменится к худшему, а 27% никогда не задумывались над этим.

Тенденции, выявленные в ходе исследования, представ­ляют собой обобщенный соци­ально-психологический порт­рет современного новосибирского подростка-старшекласс­ника в следующих ракурсах.

ПОДРОСТОК И ГОСУДАРСТВО

Как показали материалы исследования, современный подросток-старшеклассник чувствует себя еще не взрос­лым, но уже не ребенком. Государство воспринимается им как мир «чужих» взрослых, не­справедливый, непонятный, а иногда и жестокий по отноше­нию к нему. Подростки ощу­щают свою возрастную маргинальность и предполагают дискриминирующее отношение со стороны «взрослого» мира, в котором нет по отно­шению к ним ни снисходитель­ности как к детям, ни равен­ства как со взрослыми. Это проявилось в результатах опроса.

«Взрослый» мир вызывает тревогу и опасения. Именно к социальной области относятся проблемы, оцененные как наи­более важные: экологическая катастрофа, СПИД, преступ­ность, безработица, наркома­ния. Здесь, по-видимому, сра­батывает также эффект непол­ной и недостаточно достовер­ной информации, получаемой подростками по этим вопро­сам. Информационный ваку­ум заполняется мифологичес­кими представлениями.

Отношение к государству как к миру «чужих» взрослых проявляется и в литературных предпочтениях: наибольшее отвращение вызывают у опрашиваемой категории книги о политике. Политика представ­ляется подросткам не совсем честной и опасной игрой пред­ставителей «взрослого» мира.

ПОДРОСТОК И ЗАКОН

Закон в восприятии подростков не отождествляется с государством в целом и с отдельными государственными учреждениями. Так, при столкновении с правоохранительны­ми органами дискриминация в свой адрес подростками не ожидается.

Закон оценивается как не­зависимая от чьего-либо про­извола и от «мира взрослых» сила, объективная и справедли­вая. Опрошенные школьники, в основном, законопослушная категория, нарушение законов расценивается ими как откло­нение от нормального поведе­ния. Они демонстрируют го­товность подчиниться и прави­лам «взрослой» игры, если эти правила разумны и справед­ливы. Даже прогуливание уро­ков трактуется ими как откло­нение от нормального поведе­ния, хотя иногда оправданное.

Одной из задач исследова­ния было выявить некоторые факторы, позволяющие про­гнозировать потенциальную криминогенность подростко­вого возраста. Предваритель­ным этапом для составления прогноза криминогенности подростковой среды было определение психологических причин готовности нарушить закон. Для этого применялся индекс потенциальной криминогенности, основанный на корреляционном анализе от­дельных показателей. Получе­ны положительные корреля­ции готовности нарушить закон со следующими показателя­ми:

?представлением о том, что в ближайшее время все из­менится к худшему;

?представлением о том, что жить стало труднее, чем в дру­гие времена;

? высокой оценкой таких качеств, как честность и отзыв­чивость.

Отрицательные корреляции — с высокой степенью оценки таких качеств, как волевой харак­тер, умение найти выход из лю­бой ситуации, физическая сила.

Статистически значимых корреляций с другими вопро­сами анкеты не получено.

Можно с определенной долей вероятности предполо­жить, что в подростковой кри­миногенной среде распрост­ранено представление о нару­шителях закона как о «благо­родных разбойниках», не сумевших найти другого выхода  из ситуации.

Наиболее криминальные группировки, с точки зрения подростков, — это «мажоры», националисты, неофашисты.

ПОДРОСТОК И СВЕРСТНИКИ

Круг общения новосибир­ских подростков достаточно узок и ограничен, в особенно­сти в отдаленных от центра районах. Большинство опро­шенных имеет нескольких дру­зей, некоторые — одного, 12% — ни одного из знакомых не могут назвать настоящим дру­гом. Друзья учатся, как пра­вило, в одной школе либо жи­вут рядом. «Отдаленных» дру­зей мало. Подростки предпо­читают проводить досуг в ком­пании друзей, а не в одиноче­стве. Поскольку их круг общения ограничен географичес­ким пространством школы или микрорайона, то их общение со сверстниками зачастую имеет вынужденный характер. Боязнь одиночества, отверже­ния и остракизма заставляет подростков некритично прини­мать ценности своей группы и следовать ее стандартам пове­дения. Так, нормальными явле­ниями в среде старшеклассни­ков считаются «свободная любовь» и азартные игры. Каче­ства, которые ценятся в себе и других, — чувство юмора, честность, доброта, ум.

В вопросе о неформальных молодежных группировках выявилось, что большинство подростков предпочитают спортивную направленность последних. Особо высокая по­пулярность спортивных группи­ровок коррелирует с тем фак­том, что большинство опро­шенных отмечают физическую силу как недостающее им ка­чество. В сочетании с довольно высоким процентом подростков, осуждающих курение, можно отметить это как воз­никающую ориентацию под­ростков на здоровый образ жизни.

ПОДРОСТОК И РОДИТЕЛИ

Если отношения с широким социальным и, в особенности, государственно-политическим миром «чужих» взрослых вну­шают подростку тревогу и опасения, то их родители — это та категория людей, которой они доверяют почти безоговороч­но. Поэтому и проблемы, воз­никающие в отношениях с родителями, воспринимаются ими наиболее остро. Немаловаж­ную роль здесь, видимо, играет также то обстоятельство, что подростки-школьники находят­ся в экономической зависимо­сти от родителей: последние — главный источник их «кар­манных» денег. Данные пока­зывают, что поляризация дохо­дов проявляется отчасти и в большом диапазоне различий между суммами, которые родители выдают подросткам на их нужды.

Таким образом, можно счи­тать, что именно семья, а не группа сверстников, как пред­полагалось в гипотезах иссле­дования, воспринимается под­ростками как своеобразная психологическая «ниша» в мире «чужих» взрослых. Ро­дители — это «свои» взрослые, это поддержка и защита, ма­териальная и эмоциональная.

ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА БУДУЩЕЕ

Данные исследования по­зволяют сделать вывод о том, что современному подростку свойственна некоторая роман­тическая ориентация, которая проявляется в том числе и в выборе литературы для чтения

—книги о любви и приключен­ческий жанр. Большинство подростков считают, что им живется труднее, чем их ровес­никам в другие времена. Вместе с тем, в обозримом буду­щем — в ближайшие пять лет

—ожидается, что все изменит­ся к лучшему.

Психологическое восприя­тие подростками социального времени моделируется следу­ющим образом: нам досталось, бесспорно, не лучшее время, но это не «наше» время, а вре­мя «чужих» взрослых. Пере­жить его, поможет, в первую очередь, чувство юмора, неда­ром оно ценится больше всех остальных качеств и в себе, и в других.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети