Приближение к цели. Преподование экономики в школе Плановое социалистическое хозяйство оказалось менее, чем рыночное, соответствующим эффективному развитию общества. Причиной необоснованных надежд на его ожидавшуюся более высокую эффективность явилось неверное толкование действительности и утопичность основных посыпок командной экономики. Не останавливаясь на всем перечне ошибок, укажем главную: недооценили рыночные отношения с позиций обеспечения ими самоорганизации и саморазвития общества. Оказалось, что никакой орган управления, никакой Госплан не в состоянии оценить, учесть и в полной мере принять во внимание непрерывно меняющийся спрос на те или иные виды товаров и услуг. Вообще, сбор и осознание такого рода информации оказывается невозможным для отдельно взятого ума или группы лиц, принимающих решение.
В командной экономике за время передачи данных по иерархическим ступеням управления и на доведение решений с верхних этажей на нижние, а также на необходимую детализацию интегрированных планов существенно меняются условия оптимизационных задач. Это одна из негативных сторон командной экономики. Другая кроется в потере точности данных при их неизбежном агрегировании в процессе передачи на верхние этажи управления.
Жизнь оказывалась сложнее, и то, что было задумано во благо, часто обращалось во вред. В результате этого социалистическо-коммунистическая система не выдержала экзамена по основному параметру, выделяющему тот или иной общественно-экономический порядок в исторически закономерную, естественным путем сложившуюся формацию. Она не обеспечила рост производительности труда по сравнению с предщестующей. Создатели командной экономики ошиблись в главном: во-первых, не увидели, что рыночные отношения не ограничивают рост производительности труда, а во-вторых, что даже темпы роста производительности труда при рыночных отношениях не ограничены.
Товарно-рыночное хозяйство в свете современных научных обоснований не имеет себе равных в темпах развития экономики.
Из последнего автоматически следует отсутствие целесообразности отмены этих отношений, если в качестве цели развития общества ставить рост его материального обеспечения. И мы, россияне, вроде бы, должны идти по направлению восстановления товарно-рыночных отношений, По идее, они должны обеспечить самоорганизацию и интенсивное саморазвитие. И именно поэтому мы отказались от командной экономики. Однако организация в России хозяйствования по передовым образцам развитых зарубежных стран отнюдь не спасает человечество и нас в том числе от общепланетарных проблем цивилизации.
«Современное экономическое мышление одержимо неуправляемым ростом. Экономическая экспансия стала основной целью всех современных сообществ, и любой рост национального валового продукта считается успехом. Идея о том, что явление роста может иметь патологический, нездоровый, разлагающий или разрушительный характер, для современного экономиста является бредовой и не подлежащей рассмотрению», — отмечает Э.Ф. Шумахер «... Рост является важной характеристикой жизни, но все виды роста должны быть проанализированы. Что-то должно расти, а что-то уменьшаться». «Не надо обладать особой проницательностью, чтобы осознать, что бесконечный рост материального потребления невозможен в конечном мире».
В основе современных технологий преобразования энергии и материалов с целью получения конечного продукта и услуг все еще лежит игнорирование опасности этих технологий для биосферы планеты и выживания человечества. Между тем «экология должна стать обязательным предметом для всех экономистов».
Человечество должно отказаться от экономического и технологического мышления, не признающего самоограничивающих принципов, и должно найти принципы самоорганизации, самоограничения и самоочищения, аналогичные тем, которые присущи природным системам. Разрушительность современного экономического подхода кроется в том, что стоимость природных ресурсов до сих пор определяется только стоимостью трудоресурсов по их извлечены сохранения и восстановления ресурсов планеты в условиях рыночных отношений в стоимость природных ресурсов необходимо включать стоимость трудоресурсов по их ВОССТАНОВЛЕНИЮ. Для существующих рыночных отношений такая перестройка является искусственной. И она нереализуема без перестройки психологии общественного сознания. Необходимо изменение ценностной ориентации общественного развития: целеустановкой должно быть эколого-равновесное развитие.
Отмечая, что Россия с ее огромными слабозаселенными территориями Сибири и Дальнего Востока находится в сфере мировых геополитических интересов, мы предвидим возрождение экономики на территории России, отдавая себе отчет, что в значительной степени этот процесс будет определяться внешними по отношению к России интересами развитых стран мира.
Внешнее влияние является многоплановым, но интегрирующая составляющая этого влияния в настоящий момент направлена на ослабление экономики России и выражается в сбросе сюда продукции промышленного и сельскохозяйственного производства по демпинговым ценам со всего мира. Косвенно этому процессу способствует даже так называемая гуманитарная помощь. Этим душится промышленное и сельскохозяйственное производство собственно России, поскольку вследствие отсталой технологии продукция России имеет высокую себестоимость и неконкурентоспособна с продукцией, сбрасываемой сюда из других стран мира.
Идет примитивное завоевание российского рынка иностранными товаропроизводителями. Следующим возможным этапом этого процесса будет усиление экономического влияния внешних по отношению к России капиталов, в интересах которых будет осуществляться специализация производства в России на добывающей и частично перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственном производстве, ориентированных на применение импортной техники и оборудования.
России по отношению к мировому сообществу предстоит сыграть роль спасительного, ранее неприкосновенного запаса сырья и территорий, при разумном использовании способных отодвинуть кризис цивилизации и дать шанс на решение вопроса организации перехода от принципа непрерывного роста производства продукций к хозяйствованию с условием сохранения оставшихся и восстановления утраченных ресурсов.
Давая отчет в неотвратимости процесса усиления влияния в России иностранного капитала, следует найти и обозначить меры, которые хоть в какой-то степени помогли бы возрождению собственно россиян. При правильной стратегии руководства страны процесс может быть направлен таким образом, что экономическое положение собственно россиян не будет ущемлено. Грамотная инновационная деятельность может способствовать социальному возрождению россиян, возрождению и новому становлению их хозяйств различных форм собственности. В этой связи мы акцентируем внимание на первоочередных задачах россиян разумно распорядиться имеющимися капиталами: такими, как земля, ее недра, научный и производственный потенциал. Соответственно, в сферу обсуждаемых должны попадать вопросы земельной реформы, культуры, образования, интеграции России в мировую экономику и участия ее в экологизации технологий.
В настоящий момент в связи с высокой динамикой переходного периода в нашей стране от командной экономики к рыночной нет адекватного научного описания этих экономических процессов. Соответственно, и любые программы изучения экономики не вполне соответствуют сегодняшним и завтрашним целям и задачам воспитания школьника.
Тем не менее в ряде программ осуществлено лучшее по сравнению с другими приближение к достижению этих целей.
Длительный период во все усложняющейся науке шел процесс дробления общего на обособленные отделы, ученые специализировались на узких ее участках, замыкаясь в кругу отдельных отраслей, школ и направлений.
Однако, чем более исчерпывающе формируется знание внутри специализации, тем заметнее наличие непроработанных вопросов на периферии, раскрыть которые можно лишь, выходя за рамки ранее сформировавшихся специализаций. Непреложная истина заключается в том, что новое в развитии наук часто создается на пограничных областях, некогда разъединявших знание. Математика сплетает разобщенные ветви знания. Кибернетика входит в медицину. И так далее. Эти процессы служат объединению ранее не связанных, даже, казалось бы, антагонистических наук, заставляют совмещать концепцию узкой специализации с движением в сторону универсализма. Современному ученому желательно ориентироваться в том, что делается на соседних участках науки. Нередко вторжение на «чужую» территорию вызывает новый скачок знаний. И чем неожиданнее и, кажется, несопоставимее подобное вторжение, тем больше результатов мы вправе ожидать от этой обратной связи в науке. Шедеврами универсализма, открывающими перспективы новых горизонтов знания являются физхимбиология, квантовая химия и ряд других «интегрированных» наук. Ученые как бы возвращаются к тому, уже позабытому универсализму прошлого, который щедро рождал Ломоносовых и Леонардо да Винчи, у которых весь комплекс человеческих знаний неограниченно распространялся на широкий спектр талантливо разрешаемых проблем. Таким образом развитие науки делает сегодня еще один спиральный виток своей эволюции, возвращая ученых к широчайшему охвату всего горизонта познания. Этот процесс теснейшим образом интегрирует также технологию как науку и практику преобразования энергии и материалов в конечный продукт и услуги, экономику как концентрированное выражение технологии и информационные технологии как технологии, обеспечивающие более качественное решение экономико-технологических проблем.
Вопросы экономики, включенные в ОО «Технология», представлены в книгах Симоненко В. Д. с соавторами по предметам «Основы домашней экономики» и «Основы предпринимательства».
Книги Симоненко В. Д. четко формируют представление-школьника об экономике как концентрированном выражении технологии. Аллегорически экономику можно представить как кровеносную систему организма технологии, результатом жизнедеятельности которой является как множеством всех конечных продуктов и услуг, так и все побочные явления в виде истощения ресурсов и изменения экологической ситуации. Как кровеносная система может изучаться на упрощенных моделях, но полное понимание ее действия невозможно без понимания жизнедеятельности всего» организма, так и экономика во всей полноте может быть понята только через понимание жизнедеятельности технологии.
Также четко книги Симоненко В. Д. формируют представление о том, что темпы развития общества определяются инновационными процессами, ключевыми фигурами которых являются инноваторы (изобретатели и предприниматели).
Важной отличительной особенностью указанных книг является их инструментальность, благодаря которой развитые умения могут быть с успехом использованы для эффективной жизнедеятельности в экономическом обществе.
Определенной целостностью, непротиворечивостью и полнотой описания некоторой модели экономики обладает программа С. Равичева и Т. Протасевича «Современная экономика». Эта программа, дописывает в основной свое части, по сути, идеализированную экономику свободной конкуренции. Зарубежным идеологам скорейшее внедрение в сознание нашего народа идеи идеальности свободных рыночных отношений выгодно, поскольку энергичное внедрение иностранных предпринимателей в наше хозяйствование возможно только при достаточно высоком уровне безопасности их инвестиций в нашу экономику, а эта безопасность напрямую связана с уровнем симпатий или, наоборот, антипатий народа к рыночным отношениям.
Программа С. Равичева и Т. Протасевича рекомендована Министерством образования как программа преподавания перспективной для нашей страны (хотя и не нашей) экономики. Перспективность является спорной хотя бы потому, что наша экономика традиционно сильно монополизирована и, по-видимому, такой и останется на многие годы.
Тем не менее, упомянутая программа, и по нашему мнению, весьма, полезна школьнику. На наш взгляд, она полезна именно в силу своей простоты для понимания, которое может быть этапом для изучения действительной экономики на более высоких уровнях обучения.
Над написанием учебников и пособий для изучения российской экономики в настоящий момент работает много авторов. Ожидать хороших результатов этого процесса есть все основание
На сегодня вопросы экономики как для преподавателя, так и для учащегося общеобразовательного учебного заведения целесообразно изучать по нижеследующей литературе (хотя часть ее с очевидностью еще требует адаптации к уровню средней школы).
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |