Заботы психологической службыПсихологическая служба - функциональное подразделение школы, обеспечивающее учителя, классного руководителя, руководство школы информацией, необходимой для принимаемых управленческих решений. Она разрабатывает объективные психологические критерии оценки исходных, промежуточных и окончательных результатов педагогической деятельности. Спецификой работы школы открытого типа является сочетание нескольких обстоятельств, накладывающих отпечаток на все стороны (образовательной, воспитательной и организационной) работы коллектива. Выделим приоритетные: В классы одной параллели приходят учащиеся из разных школ, имея различный уровень освоения учебного материала. При этом отношение учащегося к той или иной области знания обусловлено не столько личными способностями, но взаимоотношениями с учителями. Как показывают психолого-педагогические исследования, наибольшую активность проявляют учащиеся с высоким уровнем самоактуализации. Однако в школах, где они раньше учились, в силу сочетания или стечения неблагоприятных факторов, сформирована высокая тревожность, неудовлетворенность собственным положением в кругу сверстников, и на этой основе - асоциальные способы самоутверждения. Сильное тормозящее влияние представляет сложившаяся в предыдущие годы установка на возможность получения положительной оценки при минимальной работе над учебным материалом: "Все равно поставят тройку". Исходя из вышеизложенного работа психологической службы осуществлялась по следующим направлениям:
Все виды психодиагностической работы (тестирование, анкетирование, опросы и т. д.) направлены на то, чтобы помочь ученику поверить в свои возможности, стимулировать у него стремление к самовоспитанию и преодолению негативных проявлений характера. Определение уровня фактической обученности учащихся выступает как первостепенная задача, ибо, несмотря на наличие документов об усвоении программ за соответствующий класс, ученики приходят с такими пробелами в знаниях по базовым предметам, что успешность овладения новым учебным материалом становится весьма проблематичной. Результаты тестирования, разработанные индивидуализированные программы устранения пробелов, система необходимых дополнительных занятий стали предметом обсуждения методических объединений и были утверждены педсоветом школы. Для выявления индивидуальных особенностей умственного развития учеников были использованы Стандартные матрицы Равена и опросник "Штур", карта-схема интересов, опросник ПДО Климова и опросник Шмишека для оценки мотивационной сферы, склонностей и некоторых акцентуаций характера. Опросник ПДО Климова определяет склонность ученика к профессиональной деятельности одной из сфер: человек - природа; человек - техника; человек - человек; человек - знак; человек - образ. Как показал опрос, профессионально ориентированы 48,8% учащихся, 51,2% - профессионально индифферентны. В силу чего их учебная деятельность не включена в профессиональное самоопределение. Карта-схема позволила дополнить и расширить информацию о мотивах учебы, об отношении к учебным предметам. Во время индивидуальных консультаций на основе обсуждения результатов тестирования и учета личных склонностей для 21% учеников был подобран и рекомендован наиболее подходящий вид профессиональной деятельности и приоритетные учебные предметы, без которых он не сможет реализовать свое намерение. Для определения уровня умственного развития и потенциальных возможностей учащихся были использованы матрицы Равена. В обследованных классах ни один ученик, даже с минимальным количеством решенных заданий, не набрал менее 100 баллов. Это дает основание утверждать, что каких-либо патологических изменений, препятствующих нормальному усвоению учебного материала, нет. Следовательно, пробелы в знаниях и низкая успеваемость учащихся - результат педагогической запущенности, которая может быть преодолена путем оптимальной организации учебной деятельности. В школах, где они учились раньше, их отставание от других учащихся объясняли отсутствием способности к обучению, создав тем самым их установку "я не способный". 25% от общего количества протестированных учащихся вполне способны даже без особых усилий освоить программный материал. Их неуспеваемость проистекает из того, что негативные отношения с учителем или несколькими учителями были перенесены на преподаваемый предмет, в силу чего сложился устойчивый конфликт, и ученик перестал заниматься. Поэтому главным в работе с этой группой учащихся было установление доброжелательных взаимоотношений. Дополнительное углубленное изучение особенностей учебных возможностей учащихся показало, что: у них слабо сформирован понятийный аппарат (словарный запас), у большинства нет навыков логического мышления, особенно при оперировании абстрактными понятиями и др. На основе систематизации особенностей познавательных процессов учащихся каждому из них были даны индивидуальные консультации, содержащие конкретные рекомендации по устранению имеющихся недостатков. Необходимо отметить, что анализ результатов тестирования ведется только индивидуально, причем основной упор делается на то, что у каждого из учеников нормальные способности. В случае, если они высокие, - говорим "высокие", а низкую успеваемость объясняем недостаточной самостоятельной работой и ее бессистемностью. Этот подход оправдывается, ибо он вселяет веру в свои возможности. Родители также приходят познакомиться с информацией о своих детях. Сложные взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками (по месту прошлой учебы) повлияли на развитие личности и характера учащихся. Наиболее преобладающими являются три типа акцентуации характера: Циклотимность, аффективность, неуровновешенность. Знание этих особенностей позволяет определить заранее зоны риска для каждого ученика или для группы учащихся и принять меры профилактики. Работа по повышению психолого-педагогической компетентности учителей, учащихся и их родителей ведется следующим образом: Для учителей по плану школы ежемесячно организуется теоретический семинар по проблемам возрастной и педагогической психологии. В содержание семинара включены проблемы: "Обучение и развитие", "Факторы, влияющие на процесс обучения", "Возрастные особенности личности учащихся". Информация на методическом совете о психолого-педагогических особенностях, выявленных в процессе тестирования, их влияние на успешность учебной деятельности.
Контингент учащихся неоднороден. В нем можно выделить три группы: 1 - Группа с достаточной фактической обученностью. Уход из предшествующей школы обусловлен конфликтом в системе ученик - школа - родители либо ученик - ученик - родители. В этой группе около 20% учащихся, которые вполне могут освоить общеобразовательную программу. 2 - Группа учащихся (45--50% от общего числа) со средней обучаемостью, низкой фактической обученностью. Устойчивые интересы к какому-либо предмету отсутствуют. Профессиональное самоопределение весьма неопределенное. В целом поведение управляется просоциальными мотивами. Чтобы фактическая обученность соответствовала программному содержанию, необходима система индивидуальных развивающих программ. 3 - Группа учащихся с низкой обучаемостью, слабой фактической обученностью. В школу ходят в силу необходимости. Негативное отношение к школе, учению, учителю. Фактическое незнание программного материала. Просматривается нежелание подчиниться общим правилам, агрессивность, лживость, приспособленчество, имеют место проявления асоциальной направленности. Преодолеть пробелы в знаниях без заинтересованности с их стороны весьма проблематично, их пребывание в школе необходимо использовать для защиты от антиобщественных влияний сверстников, находящихся за пределами школы, и обучать социально-значимым способом самоутверждения. Работа с психодиагностическими материалами поставила перед руководством школы, классными руководителями, учителями-предметниками необходимость повышения психологической компетентности. Тем более что учащиеся, получив определенную порцию психологической информации, пытаются узнать о себе больше и удовлетворяют эту потребность путем самостоятельного чтения популярной психологической литературы. Для оценки эффективности избранной нами концепции и способов ее реализации через два года были проведены повторные срезы динамики уровня умственного развития и определения уровня школьной тревожности (методика Филлипса). Данные об изменениях в умственном развитии в целом изменились с 66,5 до 71,2. Значительные изменения отмечаются в блоке "Осведомленность" - с 52 до 66,5, аналогии - с 38 до 49. Значимость различий статистически достоверна, но оставляет желать много лучшего и требует поиска новых подходов к развитию познавательных процессов и когнитивной сферы учащихся в целом. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |