Правовое воспитание - один из видов профилактики правонарушенийРост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему социальная профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. И особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков. Давно подсчитано, что предупреждением правонарушений несовершеннолетних на конкретном территориальном уровне и непосредственно занимаются 40 различных государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований; отдельные должностные лица и граждане. Столь впечатляющие большие показатели численности участников воспитательно-профилактической деятельности на первый взгляд дают основание предполагать высокую обеспеченность необходимым потенциалом. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике правонарушений заставляет не спешить с этим выводом. Очевидно, что выход из создавшегося положения совершенно иной. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушений Такие науки, как возрастная психология, возрастная педагогика, накопили громадный эмпирический и теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что возрастные особенности существенно и серьезно сказываются на поведении подростков. Не будем подробно останавливаться на характеристике каждого возрастного периода. Но есть такие положения о возрастных особенностях несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений. Назовем некоторые из них. К 10 -12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу "что такое хорошо и что такое плохо". Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание. К 14 -16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. ОН убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившейся у него в подсознании (и в сознании, конечно). Убеждения -- это уже позиция. Подросток спорит, другими словами, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Лишь к 18 - 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяют жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более -- суждений. Возрастные особенности несовершеннолетних, в свете рассматриваемой проблемы, не ограничиваются особенностями формирования суждений, убеждений, мировоззрений или характером взаимодействия жизненных установок и ценностных ориентаций. Важно и то, что в подростковом возрасте действуют на уровне физиологического рефлекса такие поведенческие реакции, как тяготение к обществу себе подобных, подражание, чем и объясняются многие, порой огорчающие взрослых, поступки несовершеннолетних. Это естественные для его возраста поступки. Но в них имеется потенциальная возможность встречи с негативными формами поведения. Молодым свойственен и поисковый рефлекс. Подросток неосознанно, но постоянно определяет - что можно, а что нельзя. Только среда и ситуация дают ему сигнал - что можно, а где предел. Еще более важен рефлекс, которому даже трудно подобрать название, но который, бесспорно, существует, - это возрастное стремление к авантюре, к приключениям и к потребности испытать "замирание духа". Например, подросток знает, что бросать камни в окна электрички нельзя, но бросает. Часто в таком поведении подростков наблюдается не только хулиганство, но и стремление испытать приключение. Если среда не ответила быстрым возмездием, то установка "искать приключения" подобным образом закрепится. Наиболее общие личностные характеристики "трудных" подростков Остановимся на некоторых особенностях личностных характеристик "трудных" подростков. 1. Это прежде всего стойкая изоляция от учебного коллектива. Ребенок ходит в школу с переусложненной программой, сидит в переполненном классе. Между учителем и учеником в процессе обучения должна быть обратная связь, а она в классе, где свыше 30 человек, невозможна, репетитора родители нанять не могут. Ученик начинает "не успевать". А если у него к тому же несформированное прилежание? Ему ставят двойки, учителя его ругают, родители тоже. Подросток начинает испытывать дискомфорт в школе, пропускает занятия, конфликтует с одноклассниками и учителями. И идет на улицу, в компанию таких же подростков, где его понимают и принимают таким, каков есть. 2. Следующей характерной особенностью несовершеннолетних является примитивизм интересов и потребностей. Стремление к достижению успехов в учебной деятельности, в общественной работе у правонарушителей заменено иными потребностями и интересами. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально негативной потребности, к общественно опасным противоречивым способам ее удовлетворения. Наличие негативных потребностей, интересов к употреблению алкоголя, токсичных веществ, наркотиков, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах, подвалах и т. п. фиксируется не менее чем у двух третей лиц, совершивших преступления. Отмечается так же общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Высокой оценкой пользуются азартные игры, совместные выпивки, публичная демонстрация пренебрежения к нормам общественной морали, культивирование вражды к некоторым группам подростков, не принадлежащих к их кругу. Интересы в сфере техники, спорта проявляются в 3 - 4 раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. За последние пять лет число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, возросло на 50,4%, а количество правонарушений -- на 44,5%. Рост преступности уже давно стал для нас обыденностью. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет составляют около 8% населения, а на их долю приходится 16% всех раскрытых преступлений. Растет число умышленных убийств, грабежей и разбоев, преступлений на почве наркомании и токсикомании. Иллюстрацией к вышеприведенному могут служить данные анкеты "Как ты обычно проводишь свободное время?", проводимой среди 20 учащихся школы N 82, состоящих на внутришкольном учете и в ИДН: Люблю:
3. Еще одна характерная черта личностной характеристики несовершеннолетних правонарушений - глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок. Это прослеживается в выборе перспективных и текущих жизненных целей, средств их достижения. Имеют место "ножницы" - разрыв между известными и одобряемыми в принципе ценностями общества и фактически используемыми ими в повседневной жизни в качестве "руководства к действию" ориентациями на требования нездоровой в социальном отношении микросферы. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из искаженных групповых ценностей. Эти ценности смещены в сторону группового комфорта, сиюминутных удовольствий, потребительства. Аморальные и противоправные поступки несовершеннолетние правонарушители стремятся всячески облагораживать, искажать оценку личности и поведения потерпевших. В эмоционально-волевой сфере подростков фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность и даже грубость, лживость, несамокритичность. Ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15-20%. Следовательно, причина противоправного, аморального поведения - не в слабоволии, а в отрицательной волевой направленности. Эмоциональную неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность с страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних правонарушителей. Речь здесь идет не о возрастных особенностях, которые присущи основной массе подростков, а о деформациях в морально-эмоциональной сфере. 4. Низкий культурный уровень - также одна из многочисленных черт несовершеннолетних правонарушителей. Интерес к чтению имеют не более 10-20%. Предпочтение отдается низкопробным видеофильмам. Театры, выставки, картинные галереи ими практически не посещаются (см. выше анкетные данные). Многие духовные запросы, культурные интересы заменяются бесцельным времяпрепровождением, пьянством, употреблением токсических и наркотических веществ, хулиганскими действиями. Выводы: В настоящей главе была сделана попытка типизации "трудных" подростков, рассмотрены некоторые психолого-педагогические и личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей. Было выяснено, что этих подростков характеризует преимущественно импульсивное поведение, нарушение структуры личности, наличие четко выраженных асоциальных потребностей, деформация духовных, познавательных, эстетических ценностей. У значительной части "трудных" детей поступки являются следствием неправильно сформированных суждений, убеждений, мировоззрений. Каковы же истоки правонарушений и преступлений, совершаемых "трудными" подростками, рассмотрим в следующей главе. Преступность - понятие социальное На протяжении ряда столетий люди пытались определить истоки преступлений. Существовало множество теорий по объяснению данной проблемы. Так, например, в средние века преступление рассматривалось как дело рук ведьм-людей. В середине XIX века появилась биологическая теория преступности, сформулированная итальянским врачом-психиатром Ч. Ломброзом в книге "Преступный человек" (1876), где он заложил основы антропологической школы уголовного права. Ч. Ломброзо утверждал, что преступность вечна, а преступление - такое же биологическое явление, как рождение или смерть. Он развил теорию врожденного преступника, характеризовавшегося особыми физическими и психическими чертами. Существовала и так называемая социологическая теория преступности, которая получила распространение в Северной Америке. Отрицая наличие "врожденного преступника", представители социологической школы признавали, что некоторые люди по своей психологической структуре предрасположены к совершению преступления. В настоящее время не только российские криминологи, но и криминологи всего мира отвергли идею о врожденном характере преступного поведения человека. Преступность - социальное понятие, и биологического компонента в нем нет. Преступность - явление социальное прежде всего не потому, что она - совокупность преступлений, совершаемых в социальной среде, а потому, что своими истоками, причинами или условиями исходит из социальных условий жизни общества. Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних Вспомним, что преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: "В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням..." Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них. Семейное неблагополучие. Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается. Если попытаться квалифицировать семьи "трудных" подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей. Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному. Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания. Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности. Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном времяпрепровождении (табл.1).
Данные анкетирования учащихся 5 - 10 классов, характеризующие степень общения и совместного времяпрепровождения детей и родителей школы №82 Таблица 1
СО - совместное общение, СВД - совместное времяпрепровождение
Исследования криминологов, социологов, педагогов, психологов, приведенные в разны е годы, показали, что подростки, выросшие в неполных семьях, совершали правонарушения в 2-4 раза чаще, чем подростки, воспитывавшиеся в полных семьях. Неполные семьи придают своеобразие криминогенным факторам, детерминирующим противоправное поведение подростков. Из 10 учащихся нашей школы, состоящих на учете в ИДН, 5 воспитываются в неполных семьях.
Неблагоприятное бытовое окружение Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг - в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон - никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается в поведению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. д.). Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь заметно высока роль лидера. А в компании подростков неформальным лидером редко бывает самый умный. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения -- вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся ил легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении. Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы "зоны" в ВТК. Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Санкт-Петербургские социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:
Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие - обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения. Средства массовой коммуникации Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях. Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:
Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях. люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии. Выборочное анкетирование учащихся 5-9 классов показало, что ребята проводят перед телевизором от 50 до 70% свободного времени. Поскольку телевизионный мир населен злодеями, людьми, лишенными принципов, он может исказить представление о реальном мире. Кроме того, кино, видео показывают самые различные стандарты жизни, а ребята не в состоянии трезво оценить возможности -- свои, семьи, государства. В результате у подростков формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Подстрекательство со стороны взрослых Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство - это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией. В 1995 году 24 тыс. взрослых были привлечены к уголовной ответственности за подстрекательство. А вот данные из анализа оперативной обстановки, складывающейся на территории Дзержинского района за 9 месяцев 1997 года. Из 223 преступлений, совершенных несовершеннолетними, 85 совершено в группах с участием взрослых, что выше среднегородского показателя на 50,3%, который равен 26,8%. 41 несовершеннолетний принял участие в преступлениях с 56 взрослыми. Данные цифры позволяют сделать вывод: при снижении количества преступлений и количества несовершеннолетних, совершивших их, по сравнению с 1996 годом, имеется рост по количеству преступлений и количеству несовершеннолетних лиц, совершивших преступления с участием взрослых. Низкая правовая грамотность Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону. Анкетирование учащихся, проводимое в 7-х классах, подтвердило эти факты. О правовой неосведомленности свидетельствует и судебно-следственная практика. Кража вещей, рэкет, поломка телефонов-автоматов, драки с нанесением телесных повреждений, истязания - все это совершается подростками, нередко находящимися в неведении об ответственности за содеянное. Правовое воспитание как один из видов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних Формирование правовой культуры школьников Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей. Сознание и поступки людей находятся в единстве и взаимообусловленности. Поскольку поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека в решающей степени зависит его поведение. Само сознание также формируется только в процессе активной социальной деятельности. Это позволяет говорить о едином понятии культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений. Можно представить "дом" в три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Второй этаж обозначает отношение к праву. А третий - поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое содержание. Как и всякий дом, наш опирается на "фундамент". "Фундаментом" правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды и убеждения. От того, насколько добротно сложен фундамент, во многом зависит:
Правовая культура человека -- явление уникальное. Ее уникальность заключается в тесной связи основных частей, причем у каждого человека эта связь своеобразна и неповторима. Итак, правовая культура человека -- это основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважения к нему. Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества. Начиная работу по формированию правовой культуры, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Внеклассные и внешкольные формы правового воспитания Прежде всего необходимо, чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему. Создание подобной системы предполагает несколько этапов: 1. Диагностический, который предполагает изучение состояния вопроса. Позволяет выявить социальный состав семьи учащихся школы N 82, дать характеристику различных групп "трудных" подростков, сделать анализ численного роста и качественного состава правонарушений подростков. 2. Поисковый, позволяет определить пути решения проблемы. 3. Деятельный, предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы. Диагностический анализ социального состава семей учащихся школы N 82 позволил выявить следующие данные, отраженные в приводимой таблице:
Как мы видим из данной таблицы, в процентном отношении социальный состав семей, в которых могут возникать проблемы с воспитанием, в школе достаточно высок. О проблемах воспитания, возникающих в неполных и асоциальных семьях, говорилось выше. Но эти же проблемы могут возникнуть и в однодетных, и в многодетных семьях. эти семьи вызывают тревогу демографов. Конечно, не всегда они ущербны. Но в однодетной семье (это тоже данные исследований) детям чаще всего присущи эгоизм, равнодушие, стремление любым путем удовлетворить свои потребности и т. д. В свою очередь, по данным криминологов, дети из многодетных семей чаще всего становятся на социально опасный путь поведения, поскольку многодетные семьи чаще всего испытывают материальные затруднения, которые не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные для настоящего времени потребности и интересы детей. Рассматривая разные показатели неблагополучных семей, следует назвать также тяжелую болезнь или инвалидность родителей. В таких семьях, как правило, внешне конфликты не проявляются, но постепенно происходит утрата влияния родителей на детей. Проведенная в школе диагностика социального состава семей учащихся позволяет получить целостную картину индивидуальной коррекционной работы с учениками и взаимодействие с семьями, выявить детей и подростков, оказавшихся в неблагополучных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, нуждающихся в материальной помощи, проживающих в семьях группы социального риска. Диагностические исследования, проведенные в школе с целью выявления групп "трудных" подростков, позволили педагогическому коллективу наметить план работы с каждой группой и отдельно взятым учеником. Динамика роста и спада числа учащихся, состоящих на учете в ИДН и внутришкольном, может быть отражена в следующем графике (рис.1). рис. 1. Это объясняется теми социальными, экономическими, политическими процессами, которые происходят в настоящее время в обществе и влияют на подрастающее поколение.
Поисковый этап, позволяющий определить пути решения проблемы: а) первый путь включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды (правовой лекторий, клубы интересных встреч, радио, телевидение, кино, печать) во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. б) второй путь основывается на повышении правовой культуры учителей и родителей (в институте усовершенствования учителей, а для родителей - правовой всеобуч). Деятельный этап, определяющий, что основную заботу по правовому воспитанию учащихся должен проявлять педагогический коллектив. Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает в начальном, среднем и высшем звеньях школы дифференциацию средств правового воспитания. Так, учащиеся 1-3 классов начинают осваивать незнакомый им распорядок в школе, правила поведения, обязанности ученика, выполняют первые общественные поручения как дежурные класса, санитары. В процессе этой деятельности у них возникает чувство ответственности перед коллективом класса, школы за свои поступки, поведение. В работе с учащимися 5 - 6 классов закрепляется их сознательное отношение к выполнению Правил для учащихся, нетерпимость к нарушителям дисциплины, продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом (возможность принудительного направления в специальную школу для правонарушителей). Учащиеся 7-8 классов должны получить общие представления о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях граждан, понимать и одобрять правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать. Содержание правового воспитания в 9-х классах определяется изучением курса "Основы политики и права". В старших классах продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются школьниками с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний учащиеся овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки поведения людей. Правовое обучение в старшем звене должно быть обучением подлинно воспитывающим, иметь четко выраженную профилактическую направленность, быть важнейшим фактором предупреждения антиобщественных проявлений. В работе школы по правовому воспитанию есть специальные педагогические методы стимулирования правоохранительной деятельности. В нашей школе разработаны и действуют документы: Устав школы; законы школы. В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, мы планируем ряд различных игровых и творческих мероприятий, в которых участвуют сами ребята. Это:
В области правового просвещения. В школе создано постоянно существующее информационное пространство правового характера. В системе проходят занятия родительского лектория, на которых перед родителями выступают психологи, наркологи, работники правоохранительных органов, педагоги: педагогические советы "Права ребенка" (с приглашением специалистов отдела опеки РОО, пом. прокурора Дзержинского района, секретаря КДН, инспектора ИДН). Целью которого было:
Учитывая тот факт, что в профилактической работе по предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков большое внимание уделяется организации свободного времени подростков, в школе созданы условия для саморазвития личности ребенка. Последним звеном в создании системы правового воспитания является рефлексивный этап, когда проводится анализ результатов и корректировка деятельности по формированию правовой культуры школьников. Данные результаты в форме справок, приказов, сообщений рассматриваются на совещаниях при директоре, на заседаниях методического объединения классных руководителей, совещаниях педагогического коллектива, что находит отражение в программе раздела "Текущий контроль". Заключение Таким образом, на основании данной работы можно сделать вывод о необходимости организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся. Правовое воспитание и обучение призвано сформировать у учащихся современное правовое мышление, помочь новому поколению российской молодежи войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма. Необходимо способствовать развитию у школьников гражданской и социальной ответственности, предполагающей заботу о судьбах России и мировой цивилизации, формировать аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать собственную точку зрения на политические, экономические, правовые явления и процессы. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |