Работа с детьми и молодежью в новом обществе

Фрагменты доклада.

От редакции.

В конце мая - начале июня Новосибирск посетила группа социальных работников из ФРГ. По словам профессора Грайсорвальдского университета Франца Прюса, цель визита - обмен опытом работы с сибирскими коллегами, информация о работе с детьми в Германии, а также дискуссия о поиске новых вариантов работы с молодежью в России.

К общности научных интересов зарубежных гостей и наших ученых привели идентичные условия исторического развития: почти одновременно Россия и бывшая ГДР вступили на путь рыночной экономики. Отсюда сходные проблемы и у молодежи обеих стран.

В теоретических докладах и на семинаре обсуждались наиболее важные научно-педагогические темы. Например, как оказать помощь тем подросткам, которые не посещают ни школы, ни кружки. Дело в том, как сказал профессор Прюс, что недостаточно работать с заинтересованными какой-либо деятельностью подростками. Они приходят сами к педагогам. Надо идти к тем, кто по каким-либо причинам сам не придет.

В конце беседы немецкие гости тактично намекнули на то, что русским коллегам намного труднее в своей профессиональной деятельности, так как намного ниже их материальные возможности. А например, соотношение наших зарплат и цен просто удивляет.

Тем не менее, несмотря на экстремальные условия жизни, наши педагоги ставят и решают не менее сложные научные проблемы, чем западные коллеги. И как в подтверждение этого мы публикуем вместе с фрагментами доклада профессора Прюса и статью нашего научного работника, тоже социального педагога.

Ф. Прюс, профессор, доктор, Институт воспитательных наук, Университет им. Эрнста-Морица-Арндта в Грайфсвальде

Полный текст находится в библиотеке НИПКи ПРО

Если мы сегодня хотим говорить о работе с молодежью в Федеративной Республике Германии, то это вызвано не собственным интересом экспортировать этот вид работы с молодежью и уж ни в коем случае не желанием навязать ее в качестве благоприятного варианта работы с детьми и молодежью и для Восточной Европы, и Российской Федерации. Наши причины носят другой характер.

1. Работа с детьми и молодежью стала во всех странах современных обществ сложнее, так что все стоят перед сходными проблемами в оформлении процессов социализации подрастающего поколения, и поэтому обмен опытом может иметь важное значение.

2. В Федеративной Республике Германии в 1990 году произошло присоединение ГДР к государственной территории старой Федеративной Республики, так что все политические, экономические, общественные и прежде всего правовые основы были переняты и таким образом стали обязательными на территории бывшей ГДР. В Восточной Германии произошел переход от социалистического общества к рыночному хозяйству, так сказать, за одну ночь (3.10.90).

3. В новых федеральных землях была создана новая система школ и помощи молодежи, которая определенным образом заменила традиционные и создаваемые с 1949 года структуры. Почти десять лет спустя после трансформации можно обобщить и оценить полученный опыт. Из него можно сделать выводы, способствующие продуктивному оформлению целесообразной работы с детьми и молодежью.

4. Рассмотрение работы с детьми и молодежью в отдельных землях с учетом специфических условий позволит поставить вопрос о том, какие элементы могут иметь значение для собственной системы.

* * *

3. Новое структурирование работы с молодежью в новых федеральных землях и ее основные моменты

Работа с молодежью организовывалась в 1990 году в трудных условиях, т. к. из-за ликвидации ССНМ, пионерской организации и Домов культуры, принадлежащих в основном предприятиям, была разрушена вся инфраструктура. За исключением церковных связей, не существовало почти никаких точек соприкосновения (сравнить Девятый отчет о молодежи 1994). Свободные носители помощи молодежи должны были создаваться посредством специфических программ (AFT). Одновременно появилось возрастающее число необычностей среди молодежных клик на улице, из-за чего возникла новая потребность в действии. Прагматические решения искались в возможно быстром создании предложений на основе мероприятий по предоставлению работы, которые часто были недостаточно обоснованы. Кроме умиротворения ситуации среди молодежи, с этим была связана надежда на то, что здесь может быть занят персонал, освободившийся в системе воспитания из-за изменения структуры. Следующие из этого проблемы в молодежных и школьных клубах, педагогических предложениях досуга и т. д. проявились сравнительно скоро. Персоналу, который был обучен для других ситуаций в воспитательной системе ГДР, оказалось не под силу общение с молодежью, которая вела себя теперь по-другому, иногда провокационно, особенно тогда, когда бывшие воспитатели групп продленного дня и яслей, частично и учителя, сталкивались с подростками, которые не соглашались с установленными правилами и требовали других предложений (сравнить: Хилл 1996, Девятый отчет о молодежи 1994). Казалось, что работа с молодежью стала "добровольной услугой" помощи молодежи, для которой ни программно, ни методически, а также в плане квалификационного профиля находящихся в распоряжении на втором рабочем рынке сотрудников не существовало особенных предпосылок. Эта ситуация начала изменяться, когда усилилась профессиональная дискуссия о стандартах в работе с молодежью, например в рамках мероприятий по повышению квалификации.

С ростом проблем в школах (с дисциплиной, поведением; проблем, обусловленных средой) дискуссия о кооперации между школой и помощью молодежи получила новый толчок. Ресурсы школы, ограниченные функцией передачи знаний, в настоящих условиях не достаточны, чтобы взять на себя эти проблемы. Потребности в обслуживании школьников в свободное время тоже растут. В возникающих взаимосвязях между школой и помощью молодежи существовали программные различия и понятийный хаос: социальная работа в школе, обслуживание школьников вне занятий, работа со школьниками в свободное время; работа с молодежью и помощь молодежи, относящиеся к школе, педагогика досуга -- так или примерно так звучали заголовки, программные основы которых не всегда были фундаментально разработаны (сравни Еверс 1996). Лишь с возрастающими опытом и компетентностью работников были выделены ясные контуры отдельных сфер работы.

Целенаправленная поддержка моделей поддержала этот процесс. Например, в Мекленбурге и Передней Померании в молодежном плане земле были предоставлены сразу три инструмента поддержки с различными основными моментами. В первом посредством модельного проекта "Школьные клубы в Мекленбурге и Передней Померании" с небольшими финансовыми затратами были повсеместно созданы учреждения по обслуживанию школьников в свободное время, которые должны были особенно возбудить деятельность и ответственность школьников. Второй основной момент поддержки под названием "Молодежная работа со школьниками" обращался к свободным носителям с целью развить деятельность, относящуюся к школе, и тем самым создать свободных носителей. В программе "Школа и спорт" была поддержана деятельность спортивного союза земли, относящаяся к школе. Параллельно развивались концепции, мероприятия и проекты школьной социальной работы и работы со школьниками в свободное время на местах. Подобные стратегии поддержки, мероприятия и проекты развивались и в других новых федеральных землях, во многих коммунах и районах. Обработка первых результатов указала на проблемы (сравнить Хилл 1996, Прюс 1995, 1997, Девятый отчет о молодежи 1994, Вулферс 1994): Недостаточность персональной структуры из мероприятий по предоставлению работы из-за отсутствия постоянности и квалификационного дефицита.

Известные структурные проблемы функциональной дифференциации между школой и помощью молодежи (компетентность, вопросы права и страховки, взаимные предубеждения).

Закон о помощи детям и молодежи, действующий с октября 1990 года, образовывает основу в работе с подрастающим поколением. Он сменил после долгой дискуссии Закон о молодежной благотворительности 1922-го года и определил своей "философией" новые основные моменты: превентивность, участие и опора на жизненный мир. Дети и молодежь должны участвовать на всех уровнях в оформлении услуг и предложений.

Работа с молодежью определяется 11-ым параграфом Закона о помощи детям и молодежи, который будет здесь частично процитирован: "Молодым людям должны быть предоставлены предложения работы с молодежью, необходимые для поддержки их развития. Они должны исходить из интересов молодых людей и определяться и оформляться ими, прививать им способность к самоопределению и возбуждать и вести их к общественной ответственности и социальной активности".

Закон отражает мнение, которого придерживается социально-педагогическая профессиональная дискуссия, согласно которому значение группы сверстников как третьей инстанции социализации выросло, и молодежь нуждается в свободном пространстве, в котором она может передвигаться самостоятельно и с учетом своих интересов. Работа с молодежью должна протекать по принципам добровольности, ориентировки на потребности и самоопределения. Основная мысль - создание "возможностей проведения досуга соответственно возрасту" (Восьмой отчет о молодежи 1994, стр. 107) - делает ясным, что молодежи должны быть предоставлены свободные пространства, в которых "общение, действие, переживание, но и ориентировка и жизненная помощь" относятся к определяющим признакам. Возможности досуга и консультации или воспитание должны быть осуществлены в одинаковой степени.

Во втором абзаце закона определяются возможные носители, которые не ограничиваются общественными и свободными носителями, а включают инициативы, группы и объединения. В этом отражается не только стремление к многообразию носителей, но и открывается возможность создания молодежью новых организационных форм. Это допускает нововведения и делает возможной подвижность в молодежно-политическом представлении интересов. Одновременно закрепляется "открытая работа с молодежью" как задача помощи молодежи, что соответствует предложениям, ориентированным на общество и объединения. Это согласуется с намечающимся с 70-х годов развитием в Западной Германии, согласно которому значение открытых предложений возросло наряду с внешкольным образованием, молодежь в свободное время предпочитает непринужденные и не имеющие обязательной силы ситуации, в которых она не сталкивается с обязывающей активностью и образовательными требованиями. "Открытая работа" - это родовое понятие для предложений, которые должны точнее соответствовать изменившимся потребностям молодежи.

Основными моментами содержания работы с молодежью являются:

1) внешкольное образование молодежи с общим, политическим, социальным, относящимся к здоровью, культурным, естественнонаучным и техническим образованием;

2) работа с молодежью в спорте, игре и общении;

3) работа с молодежью, относящаяся к миру труда, школе и семье;

4) внутренняя немецкая и интернациональная работа с молодежью;

5) детский и юношеский отдых;

6) молодежная консультация.

Это перечисление не является полным и законченным, а показывает краевые точки и основные моменты работы с молодежью. Наряду с другими задачами необходимо создать взаимосвязь с жизненным миром в работе с молодежью. К этому разделу относятся проекты по открытию школы, предложения, подготавливающие к профессии и сопровождающие ее, а также предложения, ориентирующиеся на общество. Здесь заложена связь между работой с молодежью и остальными инстанциями социализации с целью создать и особенно подчеркнуть основу для предложений по кооперации между школой и работой с молодежью.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети