Шаг за шагом

Приоритеты образовательной программы для начальной школы

Хочу начать со слов американских специалистов Кейнов, сказанных в 1991 г., которые очень точно описывают образовательную ситуацию не только “у них”, но и “у нас”: “В сущности, школы работают так, как будто главным аспектом образования является его информационное содержание, которое следует довести до учеников. В центре школьного обучения стоит запоминание материала. Образовательным продуктом является то количество фактов, которое запомнили ученики”. Обучение, как считает Карл Саган (1977 г.), — ключ к успеху в будущем.

А позволит ли такая модель образования нынешним детям добиться успеха в следующем веке?!

Фактически этими словами ставятся под серьёзные сомнения принятые доселе приоритеты в образовании. На современном этапе развития нашего общества ситуация начинает меняться в разных областях, в том числе и в образовании. В объяснительной записке к проекту Госстандарта указано на необходимость смены приоритетов в образовании, на необходимость переноса центра внимания с программ по учебным дисциплинам, с учебников и учебных планов на ребёнка, ученика, человека. Какие реальные пути претворения подобных идей в школах? Существуют разные технологии — российские и зарубежные. В этом контексте полезно познакомиться с программой-концепцией “Шаг за шагом”. Согласно этой концепции в центр педагогической деятельности ставится именно ребёнок. Это становится возможным благодаря реализации индивидуального подхода. Крайне ценно при этом то, что практика развития, предложенная в данной программе, рассматривает ребёнка как единое целое, а не ориентирует на развитие отдельных (индивидуально-отличающихся) психических процессов.

Многим нашим педагогам, особенно тем, кто сталкивался с американскими образовательными программами, известно, что слово “программа” в западных странах используется не в том смысле, к которому привыкли в России. В данном случае также представлены, прежде всего, методология и набор практических приёмов, в основе которых философия модели “Шаг за шагом”. Кроме этого, изложены образовательные цели таких дисциплин, как: математика, грамматика, естественные науки, социальная ориентация и искусство, то есть определённый стандарт “Шаг за шагом”. Интересной гранью рассматриваемой образовательной программы-концепции является ещё одно направление, которое не принято включать в российские образовательные программы для школ, — это воспитательноенаправление. Целая глава программы посвящена тому, как помочь детям выработать систему ценностей и сильный характер, сформировать важное в рыночных отношениях умение делать выбор. Согласитесь, для нас это сейчас очень актуально. В самой про приводится множество практических приемов того, как родители реально могут участвовать в занятиях детей. Авторы концепции “Шаг за шагом” при её создании пользовались работами многих ведущих и авторитетных специалистов в области психологии познания, исследователей развития мозга, социологов и педагогов (прежде всего, Выготского Л. С), что придаёт ей значимость.

Концепция начального образования по программе “Шаг за шагом” базируется на идее академического варианта образования, при котором соблюдаются демократические принципы и осуществляется развитие каждого ребёнка, что соответствует принятому в нашей стране ориентиру на гуманизацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Яркие отличия данной программы от других заключаются в следующем:

  • предполагается непосредственное, активное участие семьи в обучении ребёнка;
  • образование носит индивидуальный характер;
  • построение учебных планов подчинено центрам обучение (чаще всего их от 5 до 9);
  • в образовательные стандарты включены не только академические области.

Что касается образовательных стандартов, то здесь возможны сочетание, параллели и сравнение (рис. 1).

Образовательные области

В программе "Шаг за шагом" В российском проекте
Академическая математика
Социальная язык
Эмоциональная природа
Эстетическая общество
  человек

Перечисление образовательных областей показывает и подчёркивает приоритеты каждого из стандартов. Воспитание, развитие, коммуникативные, социальные, этические и эстетические категории преобладают в подходе к образовательным областям с точки зрения концепции “Шаг за шагом”. В проекте российского стандарта за основу взят академический подход.

Главной целью авторов было: разработать практику преподавания, в которой обязательным является уважение в каждом ученике создающего знание мыслителя, уже живущего, а не готовящегося к жизни и причём живущего во взаимозависимом мире.

Таким образом, видны принципиальные отличия данной программы. Приглашение детей в доброжелательной манере, через убедительную и искреннюю веру в их способность добиться успеха, а не через внешние требования к ребёнку.

Как, каким образом предлагается этот принцип осуществлять?

Через исполнение детьми множества различных, но не случайных, а вполне конкретных ролей:

  • Мыслителя
  • Деятеля
  • Регистратора
  • Слушателя
  • Участника диалога
  • Организатора
  • Партнёра
  • Друга

Ключевым и основополагающим положением концепции “Шаг за шагом” является создание в классе атмосферы, позволяющей детям выполнять конкретные роли в процессе обучения. Изначально закладывается, что ребёнок находится в центре учебного процесса и к нему осуществляется комплексный подход, в том числе при принятии учителем решений относительно учебных планов, преподавания оценки результатов.

Гуманистические взгляды авторов “Шаг за шагом” выражены и в том, что в программе “Шаг за шагом” по начальной школе перечисление общих целей программы начинается с вычленения общих целей формирования характера и только потом цели обучения грамоте, математике, изобразительному искусству, естественным наукам и, наконец, социальной ориентации. Нет ничего противоречащего нашим взглядам в том, что необходимо использовать наглядные пособия, личный практический опыт ребёнка и возможность отманипулировать на физическом уровне с новыми идеями для повышения эффективности учебного процесса. В рамках программы “Шаг за шагом” предложена конкретная система организации деятельности младших школьников в учебных центрах.

Еще одна сторона вопроса. Что плохого в обязательствах учителя, которые оговорены непосредственно в программе?

  • Уважать каждого ребёнка,
  • верить в способности каждого ребёнка,
  • поддерживать детей,
  • быть последовательным, справедливым,
  • ценить индивидуальные усилия,
  • постоянно пополнять свои знания о развитии детей, психологии человека.

Долг учителя: помнить, КАК он учит, а не только ЧЕМУ, и при этом ключевые показатели качества работы учителя связаны с этими обязательствами.

В завершение скажу, что ключевым показателем качества работы учителя является умение учителя корректировать и персонализировать учебные планы, исходя из своего понимания характерных особенностей, интересов, потребностей ребёнка, индивидуального стиля учёбы каждого ребёнка и из того, как учатся маленькие дети вообще, учитывая, например, различия в развитии мальчиков и девочек и многое другое. Программа “Шаг за шагом” для начальной школы обладает необходимой гибкостью и предполагает учёт национальных традиций и стандартов (так как она распространена в 24 странах мира). Для реализации поставленных в программе целей необходима постоянная профессиональная подготовка педагогов.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети