Материалы к апрельской областной научно-практической конференции “Региональный компонент государственного образовательного стандарта: разработка и реализация, теория и практика”

До 1992 г. в нашей системе образования не было понятия “региональный компонент”. В то же время от учителя требовалось использование краеведческих материалов на уроках, особенно по предметам естественнонаучного цикла. Практически каждый учитель собирал такой материал и включал его в содержание учебной программы.

В 1992 г. был впервые принят и опубликован Закон РФ “Об образовании”. В ст. 7 Закона введено понятие “государственный образовательный стандарт”, включающий федеральный и национально-региональный компоненты. Причем установление национально-региональных компонентов является компетенцией субъекта РФ (ст. 28).

Комментарий к Закону РФ “Об образовании” (М., ЮристЪ, 1998, под редакцией профессора В. И. Шкатулла) дает разъяснение, что национально-региональный компонент “учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации и позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры. ...Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ...”. vСогласно Концепции регионального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования Новосибирской области, одобренной решением коллегии управления образования администрации области от 31.03.98, “региональный компонент носит прикладной характер и ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания, и является механизмом региональной политики в области образования.

Региональный компонент должен базироваться не на предметном подходе, а реализовываться в виде местного материала в рамках федерального компонента, не достраиваться над федеральным компонентом, а органично в него интегрироваться в рамках образовательных областей, не увеличивая учебную нагрузку на учащихся за счет введения дополнительных предметов, а реализуя процесс познания за счет введения дополнительных тем и рационального структурирования учебного материала.

Содержание регионального компонента может быть представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, тем, конкретной информации в предметах федерального компонента или введением в учебный план спецкурсов и факультативов”.

В Концепции приведена схема возможного местоположения компонентов образовательного стандарта в учебном плане (рис. 1).

Инвариантная часть Федеральный
Региональный
Вариативная часть Региональный
Школьный

>Рис. 1.

Далее отмечается, что “вариативная часть содержания регионального компонента должна строиться на деятельностно-практической основе, означающей систематический поиск учителем и всем педагогическим коллективом образовательного учреждения разнообразных форм и методов усвоения программируемого содержания образования, на усвоении его как в учебной, так и во внеучебной практической деятельности с использованием самых разнообразных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы”.



Учителя Новосибирской области поддержали идею введения регионального компонента. В настоящее время историю Сибири изучают учащиеся в 749 школах, экологию в 579, экономику в 299.


 

Деятельность по формированию регионального компонента началась в нашей области с 1994 г., когда коллегия управления образования администрации области определила основные направления развития регионального компонента (экология, экономика, история Сибири). Учителя нашей области поддержали идею введения регионального компонента. В настоящее время историю Сибири изучают учащиеся в 749 школах, экологию в 579, экономику в 299. Учебными пособиями наиболее полно обеспечен курс “История Сибири”. В состав регионального компонента входят пособия, написанные новосибирскими авторами: “Наш край в древности”, Троицкая Т. Н., Соболев В. И., 1996 г. (для 5—6 классов), “История Сибири”, ч. I, Кузнецова Ф. С., 1997 г. (для 7—8 классов), “История Сибири”, ч. II, Зверев В. А., Зуев А. С., Кузнецова Ф. С., 1999 г. (для 8 класса), “История Сибири”, ч. III, Исупов В. А., Кузнецов И. С., 1999 г. (для 9 класса), “Сибирь: вехи истории”, Зуев А. С., 1999 г. (для 10 класса). Выпущен учебник “География Новосибирской области” (авторы Кравцов В. М., Донукалова Р. П.). По экономике и экологии региональные учебные пособия разрабатываются.

В настоящее время идет массовая апробация учебных пособий по истории Сибири под руководством кафедры истории, обществоведения НИПКиПРО (заведующий кафедрой Варющенко В. И.). Активно ведет работу по повышению квалификации учителей в области экологического образования кафедра естественнонаучного образования НИПКиПРО (заведующая кафедрой Барсукова В. С.). За четыре года около 500 учителей прошли курсовую подготовку по экологии.

Ряд семинаров для учителей экономики провели педагоги Бердской экономической школы — учреждение дополнительного образования детей.

В образовательных учреждениях накоплен богатый опыт реализации содержания регионального компонента. В то же время в пояснительной записке к новому базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ рекомендовано школам использовать на региональный компонент 10—15% учебного времени, отведенного на предметы федерального компонента (кроме математики, физики и химии).

На областной научно-практической конференции по проблемам регионального компонента, которая пройдет в апреле 2000 года, предусматривается обмен опытом реализации идей регионального компонента по истории Сибири, экологии, экономике, биологии, И30, географии, музыке, литературе и технологии. В дальнейшем планируются разработка и издание методических пособий по региональному компоненту для учителей-предметников с учетом имеющегося опыта.

От редакции.

Областная научная конференция “Региональный компонент государственного образовательного стандарта: разработка и реализация, теория и практика” состоится 20—21 апреля 2000 г.

Тел. 22-49-62, Галина Васильевна Рыцарева.

Справки по тел. 23-74-84, Леонид Иванович Боровиков.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети