Методическая служба в учреждении дополнительного образованияМетодическая компетентность педагога дополнительного образования - одно из необходимых условий его профессиональной эффективности. Методико-технологическая оснащенность педагога позволяет ему оперативно и качественно решать массу возникающих проблем, выбирая оптимальные способы их решения, проявляя изобретательность и творчество. Систематическая работа над методической стороной профессионального опыта педагога дополнительного образования возлагается на методическую службу УДО. В нашем Доме творчества в состав этой службы входят:
Естественно, что такая модель методической службы создана не сегодня; в своем развитии она прошла определенные этапы становления. Вспомним, что раньше основным в содержании методического обеспечения являлась инструктивно-методическая деятельность, направленная извне внешкольного учреждения, она предполагала следующие направления:
За последние семь лет методическая служба претерпела существенные изменения, объективные причины которых связаны в первую очередь с изменением парадигмы и реформированием всей системы образования в России. Проиллюстрируем сказанное нашим опытом. В нашем Доме творчества серьезные преобразования начались сразу же, в 1992 году, после принятия «Закона об образовании»: начался эксперимент по созданию организационно-управленческой модели, каждое структурное подразделение «искало свое лицо», определяло направления и специфику деятельности; наиболее творчески ориентированные педагоги включились в поисковую работу по разработке авторских образовательных программ, по осмыслению дидактических основ учебного занятия, по созданию учебно-методических пособий, которых в новой системе дополнительного образования катастрофически не хватало. И большинство педагогов, несмотря на активное желание участвовать в этой работе, оказались перед барьером непосильных профессиональных затруднений. Причем, заметим, что педагоги с совершенно различным объемом и качеством практического и теоретического опыта: одни из них представляли собой высочайший профессионализм при серьезном недостатке педагогических знаний, другие - имели базовое педагогическое образование, но, тем не менее, также затруднялись в решении многих проблем, таких как оценка результатов образовательно-воспитательного процесса в творческом объединении, как систематическая самостоятельная работа над своим профессионализмом и т. д. Перед методической службой встала задача интенсивного развития методических граней профессионального опыта педагогов, привитие вкуса и интереса к методическому творчеству. А методическое мастерство педагога дополнительного образования мы уже тогда рассматривали как искусство вариативного, творческого решения нестандартных образовательно-воспитательных проблем. Конечно, овладеть этим искусством педагогу весьма непросто. Длинный путь восхождения к высотам методического творчества требует участия и психологической службы, и наличие развернутой стратегии развития образовательного учреждения, и разработки механизма принятия управленческих решений. Методическое творчество не возникает на пустом месте. Прежде всего, педагогу необходим информационно-методический «багаж» (сбор информации, изучение передового опыта, творческие командировки). Давно уже стала традиционной проводимая в последнюю неделю сентября кадровая неделя, в программе которой и встречи с ведущими специалистами Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и преподавателями Новосибирского педагогического университета, и обмен опытом работы, и поездки в учреждения дополнительного образования города и области. Более половины педагогов побывали в творческих командировках в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Томске, Омске. Другим ракурсом деятельности методической службы является всемерная поддержка творческих методических инициатив педагогов. Любая инициатива педагога (участие в городских педагогических чтениях, в научно-практических конференциях, в конкурсах педагогов дополнительного образования, проведение мастер-класса, создание методического пособия и т.д.) методической службой принимается и всемерно поощряется. Третьим моментом в развитии методического творчества педагога является своевременное осмысление проделанного на методико-тактическом и стратегическом уровнях, определение на основе этого реальных перспектив профессионального развития педагога. Учет всех этих необходимых условий позволил методической службе настолько повысить методико-педагогическую компетентность педагогического коллектива, что в 1999 году в ходе деловых игр удалось коллективно разработать два важных документа: «Личностно-профессиональный портрет идеального педагога дополнительного образования» и «Разноуровневую модель выпускника Дома творчества». Каким же должен быть современный методист, чтобы учреждение дополнительного образования постоянно находилось в режиме развития? К сожалению, данная проблема слабо представлена в психолого-педагогической и методической литературе, поэтому попробуем высказать свои суждения. Несомненно, методист должен быть компетентен в вопросах психологии педагогического творчества, осведомлен о современном состоянии проблем, должен уметь видеть деятельность педагога в контексте задач всего педагогического коллектива. Но, прежде всего, современный методист должен уметь помочь педагогу найти индивидуальный стиль его профессиональной деятельности, его почерк, раскрыть его уникальность, самобытность, направить его инициативу в наиболее целесообразное русло. Этот ключевой тезис предопределяет своеобразный стандарт профессионализма методиста в системе дополнительного образования. Чем выше методическая культура педагога дополнительного образования, чем интенсивнее его профессиональный рост, тем более сложными и качественно иными становятся функции методической службы, они переходят на уровень креативных способов и технологий работы. Прослеживается определенная логика развития в деятельности методической службы: начиная с интенсивного использования иллюстративного способа поддержки педагогов, мы шаг за шагом переходим к частично-поисковым методам, затем проблемным, и, наконец, к эвристическим. По мере такого восхождения мы все более часто используем опыт выращенных нами педагогов - мастеров. Именно их образцы, их модели профессиональной деятельности становятся ничем незаменимым инструментом привития любви к творческому решению возникающих проблем. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |