Развитие языкового интеллекта участников полипредметного пространстваОбщеизвестно, что в основе универсальности и классической направленности гимназического образования лежит обучение языкам. При этом каждый предмет школьного цикла предлагает гимназисту свою знаковую систему, свой язык, свою теорию (видение, осмысление от гр. Theoreo - рассматриваю, обдумываю) окружающего нас единого мира, поэтому образовательный процесс неизбежно протекает в полиязыковом пространстве. Изобразим это схематически:
Взаимодействуя друг с другом в этом пространстве, учитель и ученик предъявляют каждый свой «личностный тезаурус», обеспечивая приращение последнего, т.е. свой интеллектуальный и личностный рост; осуществляют самореализацию. Одиннадцать-двенадцать лет школьного курса обучения, который является системным и систематическим процессом, оказывают решающее влияние на развитие языкового интеллекта. Внешним проявлением последнего является речь школьника, связанная с мышлением (пониманием окружающего мира и с языком с системой знаков, не используемой для успешного существования в этом мире). Схема отражает наше представление о том, что при рождении ребенок имеет языковой интеллект, как потенциальную способность к познанию и самореализации, и по мере роста и взаимодействия с окружающим миром, человек развивается. Цепочка «чувства» «поведение» « мышление» «речь» «язык» (см. схему 2) включается при рождении через способность чувствовать. Все вышеперечисленное позволяет определить языковой интеллект как способность человека пользоваться языком для решения насущных задач бытия в процессе познавательной, трудовой деятельности, в общении и самореализации. При этом главным инструментом учителя в выявлении уровня развития языкового интеллекта является речь школьника, механизмы становления которой и возрастные особенности изучены и описаны учеными Н. И. Жинкиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, особенно процесс становления речи у дошкольников. В то же время речь школьника в полипредметном и полиязыковом образовательном процессе мало изучена. Мы согласны с А. К. Марковой, которая отмечает, что в целом реальное состояние речи школьника не удовлетворяет возрастающим потребностям устного и письменного общения. Наши наблюдения за речью школьника на уровне самых разных предметов имеют массу примеров, когда вместо творческого личностного высказывания есть формальный процесс воспроизведения (проговаривания) заученного текста учебника или лекции учителя. Случаи «творческой речи» часто сводятся к поиску того слова, которого ждет учитель. Мы полагаем, что движущей силой полипредметного и полиязыкового образовательного процесса является осмысление. С одной стороны, это понимание как процесс извлечения личностно-значимой информации (смысла), и, с другой стороны высказывание как процесс формирования и формулирования своей мысли (своего смысла). Это требование ко всем участникам образовательного процесса. Осознание последнего приводит к пониманию того факта, что главный резерв в интеллектуальном и личностном росте школьника скрывается в умении учителя строить образовательный процесс как процесс решения мыслительно-речевых задач. Опытно-исследовательская деятельность нашей кафедры иностранных языков проводится в указанном выше направлении. С 1996 года нами разработаны и успешно используются тесты общей лингвистической компетенции, основанные на движении от смысла к поиску слова, уточнении мысли, новому возвращению к слову для уточнения его грамматической формы. Мы используем идею И. А. Раппорта и многих зарубежных авторов о надежности тестов на заполнение пропусков для выявления уровня владения механизмами речи: понимания и выражения мысли. Действительно, «вымарывание» каждого пятого, шестого слова в тексте заставляет учащихся, работающих над его восстановлением, реализовать имеющийся лексико-грамматический тезаурус с учетом большого контекста. Этот вид работы стимулирует логическое мышление, воображение, догадку и прогнозирование в иностранном языке. Приводим образцы стартового теста (сентябрь) для учащихся 9—10-х классов. «Beowulf» (130 слов, 23 пробела). BEOWULF As you know, in very ... times people had no books . They could not ... or write. In their free time ... gathered together to tell ... and sing songs. At ... time there were men ... walked about the country, ... stopped now at one ... , now at another. They ... long songs about great ... and great events. These ... were called «bards». People ... to listen to their ... and stories. Later, when ... of the people learned ... and write, they ... down many of these ... . One of them ... The ... of Beowulf, ... tells about a brave ... strong hero who fought ... the good of the ... . Ключ: old, read, they, stories, that, who, they, place, sang, people, men, liked, songs, some, to, wrote, stories, was, song, which, and, for, world. Образец №2. «A Laconic answer» (280 cлов, 51 пропуск) используется для итогового тестирования в 9—10 классах. A LACONIC ANSWER The city ... Sparta was in Laconia, people sometimes gave ... Spartans the name ... . The Lacons never ... much, and they ... their children not ... use more words ... they needed. «... you listen more ... speak less», they ... , «you will learn ... things. People that ... much are usually ... vary clever!» So, ... became a tradition ... Laconia to try ... use less... . And even now ... say that an ... in not many ... is a laconic ... . Philip, the king ... Macedonia, hoped to ... the king of ... Greece. He took ... after city, until ... came to Laconia. ... he was already ... Sparta, he sent ... letter to the ... . «My army is ... biggest, and my ... are the strongest ... the world», he ... . «And the highest ... walls cannot stop ... . You must open ... doors to me. ... you refuse, there ... be a war, ... if I win, ... of you will ... . Send your answer ... me before I ... to Sparta!» After ... days the brave ... sent Philip an ... . When Philip opened ... letter, he found ... one word in ... . That ward was ... . Ключ. Of, the, the, Lacons, spoke, taught, to, than, if, and, said, many, too, not, it, in, to, words, we, answer, words, answer, of, become, all, city, he, when, near, a, Spartans, the, soldiers, in, wrote, city, them, your, if, will, and, all, die, to, come, some, Spartans, answer, the, only, it, if. В отличие от типовых тестов мы не даем слов, из которых можно выбрать, тем самым обеспечиваем возможность использовать свой индивидуальный тезаурус. В слабых группах разрешаем пользоваться словарями. Дополнив тест заданием на рефлексию («опиши как ты работал над текстом»), мы имеем точное представление о том, как учащиеся умеют использовать большой контекст, умеют ли идти от мысли к слову. В опыте работы учителей гимназии сделана попытка выявить уровень теоретического мышления школьников в процессе проведения предметного многоборья конкурс «Полиглот». Приводим образцы заданий конкурса для учащихся третьих классов. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. 1. Почвы бывают ... 2. На поверхности суши есть овраги, балки, карьеры. Опиши их отличие друг от друга 3. Прочти слова и напиши их обобщенное название, вычеркнув одно лишнее слово. Пшеница, картофель, кукуруза, рожь, овес, ячмень, просо, подсолнечник, лен, гречиха. Это - 4. а) Запиши определение. Лес - это ... б) Приведи пример природного равновесия в лесу. с) Напиши названия лесных ярусов, начиная с нижнего. 5. Объясни, почему луг называют природным сообществом. 6. Нарисуй значки, которыми обозначаются на карте водохранилища, каналы. 7. Нарисуй схему нагревания земли солнцем. Что объясняет данная схема? Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |