Повышение психологической компетентности педагогов в условиях гуманизации образования

В условиях гуманизации школьной образовательной системы стали необходимы изменения деятельности учителя. Существует много направлений работы школьного психолога, ведущие к росту психологической компетентности учителя. Но усилия одного психолога недостаточно эффективны. Возникла потребность формирования коллектива единомышленников среди учителей. Об этом очень точно сказал А.Г. Асмолов: «Психология выстрадала свой путь в мир образования. Первые разочарования отдельных психологов в школах убедили меня в том, что «один в поле не воин». Тогда стало очевидно следующее: не столько психологи должны пойти в народ, в школу, сколько учителя, народ, должны пойти в психологию».

Предлагаемая технология обучения педагогов основана на двух принципах:

  • принцип К. Роджерса — «свобода учиться»: только то, что является выбором самого человека, приносит ему радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несет ответственность перед самим собой и другими людьми (4).
  • принцип А. Дистервега — «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». При этом возбуждение постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить.

Недостаточно много знать в области психологии — необходимо научиться использовать эти знания в работе с коллективом детей и с каждым ребенком в отдельности. А этому не научишься, не приняв себя как личность. Первым условием всякого самоусовершенствования является право быть самим собой.

Овладение создаваемой технологией — довольно медлительный процесс, требующий постоянного самоанализа и анализа деятельности педагогов с учетом реальных условий школы. Практика показывает, что учитель, пополняя и углубляя свои психологические знания, так или иначе приходит к построению личностно-ориентированного обучения, суть которого — учет субъектного опыта ребенка.

В данной работе проведен анализ и обобщение собственного опыта автора технологии по повышению психологической компетентности педагогов Кольцовской средней школы № 5. Промежуточными результатами пятилетней работы в этом направлении являются:

1) умение учителей психологически грамотно предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации;

2) владение способами регулирования межличностных взаимоотношений;

3) использование психологических знаний для управления учебным процессом и классным коллективом.

Структура организации и содержание проведенной работы представлены ниже. Главная трудность — формирование интереса и потребности к занятиям. Первый семинар на тему «Психологический климат — решающее условие формирования психически и нравственно здоровой личности» имел решающее значение для всей работы психолога. Поэтому при проведении семинара были использованы средства и формы организации, обеспечивающие эмоционально-комфортную обстановку. Звучала музыка (песня на стихи Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»), сиденья в зале были расставлены в виде круга (в центре которого ковер, на нем ваза с цветами, выставка работ детей и учителей): круг всегда содействует объединению людей, снятию напряжения, обеспечивает психологическую безопасность появлению активной деятельности.

Одной из основных составляющих психологической компетентности педагога является умение формировать психологический климат в классе. Средства формирования психологического климата в детском коллективе показаны в трудах Н.П. Аникеевой (10). Исследования отечественных психологов Л.С. Выготского (1), А.Н. Леонтьева (2), Д.Б. Эльконина (9) и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими людьми. Потребность в общении является одной из первых социальных потребностей ребенка. От того как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценить себя и регулировать свое поведение. Многочисленные исследования медиков и психологов подтверждают мысль о ведущем значении эмоционального благополучия ребенка в психическом развитии его личности. В.Н. Мясищев рассматривает неврозы как расстройство отношений личности, при этом тревожность рассматривается как признак невротического состояния. Высокий уровень тревожности обычно снижает эффективность деятельности и сопровождается неадекватным поведением личности. Самооценка тревожных людей характеризуется неустойчивостью и конфликтностью. Активную же позицию может занимать только тот, кто переживает эмоциональное благополучие. Поэтому в содержании первого семинара рассмотрена психологическая атмосфера педколлектива как аналогия и важное условие формирования детского коллектива, т.е. первыми объектами данной технологии являются педагоги, их личностное развитие и формирование навыков межличностного взаимодействия. Приобретение коммуникационного опыта позволяет, в свою очередь, педагогу использовать его при работе с детьми в сферах общения и обучения учащихся.

Технология включает в себя 5 этапов работы, каждый из которых логически вытекает из предыдущего и является продолжением и углублением начатой работы:

I. Проблемно-поисковый.

II. Мобилизационный. Пути организации психологического климата в детском коллективе.

III. Практически-исследовательский. Психология личности и межличностных отношений.

IV. Практически-исследовательский. Изучениесфер личности.

V. Практическое использование психологических знаний в общении и учебной деятельности.

На каждом этапе определены цели и задачи, продуманы разнообразные формы и методы работы с педагогами: указаны организаторы и участники семинаров, определены знания и умения. Для каждого этапа определены функции психолога, выделены позиции педагогов и трудности, встречающиеся в реализации данной технологии, указаны промежуточные результаты, а также подобраны психологические методики, используемые в работе. При разработке и отборе методик для педагогов учитывалось следующее: простота употребления и обработки получаемых данных, быстрота и компактность, возможность повторного применения. Учитывая что основная деятельность в школе учебная, использованы методики, определяющие особенности познавательной сферы учащихся.

Стандартизация обследования была обеспечена выпуском брошюры для педагогов с тестовым материалом и инструкциями. Психологические измерения особенностей познавательной сферы проводились в рамках естественного учебного занятия. При этом педагоги были ознакомлены с этическими нормами для пользователей методик. Их внимание было обращено на то, что назначение психолого-педагогической диагностики — не в сравнении детей друг с другом, а в изучении индивидуально-типологических особенностей ребенка и динамики его развития.

Логика технологии построена на нарастании сложности изучаемого материала. Ниже приведены тематики семинарских занятий, совещаний, педсоветов, отражающих цели и задачи соответствующего этапа.

 

I ЭТАП. ПРОБЛЕМНО - ПОИСКОВЫЙ
Поиск проблемы для психологического исследования

 

wpe4E.jpg (71631 bytes)
wpe50.jpg (12694 bytes)
wpe51.jpg (11694 bytes)

  II  ЭТАП. МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ
Пути организации психологического климата в детском коллективе

wpe52.jpg (77075 bytes)

 

 III   ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Психология личности и межличностных отношений. Обучение эффективному педагогическому общению 

wpe53.jpg (72049 bytes)

IV   ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Изучение сферы личности 

wpe54.jpg (51402 bytes)
wpe55.jpg (48168 bytes)

V   ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКОЕ   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ И ОБЩЕНИИ

wpe56.jpg (74082 bytes)

Первые этапы работы показали, что фрагментарное обучение дает небольшой эффект от занятий. Причины: занятость учителей, затруднения в переключении мыслительной деятельности педагогов, невозможность подачи материала блоками и др. Повышение эффективности было достигнуто путем организации занятий через погружение в содержание психологических знаний. Это содействовало как повышению интереса педагогов к занятиям и совершенствованию профессионального мастерства, так и обеспечило увеличение количества участников познавательного процесса от этапа к этапу. Педагоги активно участвовали в «проживании» методик, которые совершенствовали их мышление, самовыражение, открытость чувств и эмоциональную выразительность. «Проживание», действительно, затрагивало их эмоцию и волю. При этом «проживание» как форма не являлось самоцелью, а направляло на глубокую и систематическую работу с педагогами. Овладение педагогами новыми знаниями в психологии личности было использовано в работе с детьми. Для этого разработана диагностическая карта класса, которая учитывала типологию личности ребенка (память, внимание, тип нервной системы, социокультурный уровень).

Данные психологических измерений, полученные в результате работы психологов и большой группы подготовленных для диагностической работы педагогов, заносятся в Карту Класса. Необходимость анализа большого количества данных и их динамики обусловило разработку технологии работы с картой класса. Количественное увеличение психологических знаний и опыта работы педагогов на последних этапах работы значительно изменило функцию психолога: она стала больше консультативного плана, а учитель с психодиагностическим навыком стал обычным явлением в школе.

 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети