Оптимизация интеграционных процессов В полиязыковом образовательном пространстве

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно,то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Дмитрий Сергеевич Лихачев

 

Одна из ведущих тенденций современной педагогики — обращение к мировоззренческим основаниям, как бы возвращение внимания к личности, к ценностям ее духовного мира. Возрождение гуманистической традиции в образовании обусловлено развитием и всего общества в целом. Человек накопил огромное количество знаний, однако еще Гераклит говорил, что «многознание не научает уму». Более того, в последнее время специалисты отмечают все более усиливающуюся диспропорцию между ростом потока частных знаний и способностью человека собрать все это в единую картину мира. Потребность в интегративном мышлении на данном этапе развития общества становится все более актуальной; она проявляется во все более тесной интеграции естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию объективного мира. Данная тенденция нашла свое отражение и в дисциплинах психолого-педагогического цикла.

На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане.

Общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить. Эта взаимозависимость очевидна, так как именно общество определяет главную цель образования, то есть конечный продукт процесса образования. Кроме того, социальный заказ определяет те задачи, которые должна выполнять школа как основное звено всей системы образования. Человечество вступает в новое тысячелетие, что оказывает огромное влияние на все стороны общественной жизни и, не в последнюю очередь, на образование.

Как за рубежом, так и в нашей стране проблемы образования вызывают большой интерес и широко обсуждаются. Перестройка и ее последующее развитие привели к необходимости создания новой концепции образования, в которой определено, что образование должно стать реальным механизмом культурного развития страны, разностороннего и неограниченного развития каждого человека. Авторы концепции, определив глобальную цель, наметили стратегические направления обновления школы как социального института, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей личности. Основным направлением представляется возрождение культуросозидающей роли школы в процессе образования, ее гуманизация. Эти понятия неразрывно связаны, поскольку гуманизация школы и есть придание ей человеческого измерения, формирование гуманистических представлений о человеке и обществе, их взаимоотношений с природой и ответственности перед ней, ибо человек — ее неотъемлемая часть.

В настоящее время образование рассматривается в неотрывном единстве с культурой и представляется как «...путь культурного восхождения ко всеобщему», способ становления человека в культуре. Введение понятия полиязыкового образовательного пространства (Н. Е. Буланкина) дает возможность рассматривать образование как стержневой процесс складывания образа бытия и внутри него образа человека.

Как и любое пространство, полиязыковое также имеет структурную организацию, оно заполнено множеством систем взаимоотношений и находится в развитии. Любое пространство предполагает взаимодействие его составляющих, поэтому, говоря об образовательном пространстве, предполагается, что оно рассматривается через те отношения, которые складываются в условиях различных видов деятельности, поскольку ценность человека реализуется, в первую очередь, в деятельности. Конкретное наполнение информационно-образовательного пространства предполагает: в области культуры — овладение ценностями мирового значения (внешняя культура) и ощущение личностью всемирной гармонии и себя как личности (внутренняя культура); в плане экономической и правовой грамотности — совершенствование личностного адаптационного механизма к изменяющимся условиям социальной среды; в области знаний — духовное (нравственность) и умственное (мышление, память, внимание) развитие личности.

Исходя из вышесказанного, конкретное языковое образовательное пространство (школа) представляется как основа актуализации культурных смыслов всего того содержания человеческого знания, которое реформируется образовательными процессами и которое участвует в становлении новой генерации профессионалов. Возникает вопрос: В чем культурологический смысл человеческого знания? Культура является сложным и многообразным явлением, в связи с этим кажется правомерным выделить лишь то, что является наиболее важным с точки зрения процесса образования. Человек, находясь в определенном образовательном пространстве, в процессе обучения, воспитания и развития имеет возможность получить все то позитивное знание, которое было накоплено до него, и развивать его далее. В то же время речь идет о языковом образовательном пространстве, поскольку язык, культура и образование представляют собой диалектическое единство.

Таким образом, определяя стратегические направления освоения полиязыкового образовательного пространства, следует учитывать все вышеизложенное. Это означает, что предметной составляющей образовательного пространства является накопленное человечеством позитивное знание, представленное в языковой форме (преимущественно вербальной). В свою очередь, предполагается, что каждый учебный предмет несет в себе частицу этого опыта, а овладение определенными учебными предметами дает возможность формирования целостной картины мира. В этом отношении предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными возможностями или особенностями, поскольку они в большей мере несут духовную нагрузку, так как они побуждают к переосмыслению и осознанию того, что познано или усвоено, то есть они вносят больший вклад в формирование личности человека. Языковые предметы представляют интерес в том смысле, что они не только самостоятельные учебные предметы, но и пронизывают все остальные, так как язык есть средство общения и передачи знания.

В свое время Л.В. Щерба писал, что иностранные языки следует изучать не только в связи с их практической полезностью, что в настоящее время чрезвычайно актуально, но и по соображениям общеобразовательного характера. Он видел образовательную роль предмета в детальном сравнении иностранного языка с родным. Сравнение языков дает возможность наглядно убедиться в произвольности той картины мира, которая отражается в языке. Весь ход занятия приучает ученика не скользить по привычным явлениям родного языка, а заставляет подмечать отдельные оттенки мысли, до сих пор не замечаемые им в родном языке, — иностранный язык выступает в качестве аналога для сравнения.

В связи с тем, что конечной целью освоения кон-кретного образовательного пространства является формирование гармонично развитой личности, представляется возможным сказать, что одним из стратегических направлений его освоения может быть построение процесса обучения иностранному языку на основе его сравнения с родным, поскольку, сравнивая языки, мы выходим на сравнение культур, представленных в изучаемых языках. Сравнение даст возможность выявить самобытность «родного» языка, родной культуры в большей степени, чем познать «чужую», и это будет способствовать сближению индивида со своей нацией, культурой, что, в конечном счете, обеспечит возможность стать «самим собой» и осознать себя и свое место в данной человеческой общности.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети