Регионализация образования и сохранение единого образовательного пространства в россииКонец XX века явил миру новый всплеск национализма и сепаратизма. С особой рельефностью это проявилось в таких многонациональных государственных формированиях, как Канада, Югославия, СССР и т.д. В некоторых регионах этот процесс завершился крахом государственности, в других — еще не достиг этой фазы. Процесс политической и экономической суверенизации сопряжен, как правило, с процессом распада идеологического, в том числе и образовательного, пространства, ибо политическая суверенизация частей гибнущих «империй» необратимой может стать только в том случае, когда будет утрачена историческая память народов, некогда населявших данную «империю». Именно с этим связаны поиски новой парадигмы образования в кризисные периоды развития общества. Резкое расслоение общества, поляризация интересов, стихийное перераспределение власти в этот период приводит к тому, что процесс «приватизации» фрагментов образовательного пространства осуществляется также стихийно и фрагментарно. По мере консолидации на «этажах приватизаторов» формируется законодательная база компонентов образовательной системы. Первой консолидировалась федеральная власть, что предопределило большую юридическую проработанность федерального компонента содержания образования и освоение им почти полностью бюджета учебного времени школьников. В ряде продвинутых субъектов федерации удалось создать правовую базу для введения регионально-национального компонента. В первую очередь, это относится к тем субъектам федерации, где ощущается активизация национализма. Большинство регионов пока осталось в стороне от этого процесса, предоставив образовательным учреждениям экспериментировать в зоне регионального компонента вне правового пространства. Школьный компонент был освоен достаточно быстро, стихийно и, в основном, за счет перегрузки учащихся различными дополнительными курсами по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. Поскольку это поступление в подавляющей части зависит от работников ВУЗов, то и школьный компонент в значительной степени был «освоен» преподавателями ВУЗов, работающих на договорной основе со школами. Но, как всегда, за «временем разбрасывать камни», неизбежно приходит время их собирать. Похоже, такое время наступает и для России. Характер российских реформ, их направленность и необратимость во многом зависят именно от политики в области образования, ее системности, последовательности и результативности. Школа, в известной мере, определяет будущее страны и является непременным условием возрождения или рождения России. От эффективности функционирования системы образования во многом зависят преодоление кризисных явлений в современном российском обществе, становление правового российского государства и адекватное его восприятие мировым сообществом. Но для этого необходимо разрешить проблему соотнесения интересов человека и общества, человека и государства, общества и государства. Именно это позволит перевести в практическую плоскость решение вопроса о формировании институтов гражданского общества в России, о создании системы социализации подрастающего поколения. В настоящее время в России делаются первые шаги по становлению гражданского общества. Закреплено Законом «Об образовании» положение о том, что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности, общества и государства. Это самым непосредственным образом должно отразиться на самой структуре образовательного пространства в стране. Новое содержание образования призвано создать условия для эволюционной смены менталитета общества посредством самоопределения и самореализации личности через структуры гражданского общества. Все это позволяет считать одним из перспективных направлений развития образования гражданское образование школьников. Именно этот сектор образования наиболее перспективен в плане социализации личности, поскольку в его орбите находятся такие традиционные учебные дисциплины, как география, история, социология, экономика, политические науки, антропология и психология. Неслучайно именно они и входят в образовательную область «Общество». Примечательно, что именно в этой области сосредоточены потенциальные возможности регионального образовательного компонента. Федеральный компонент государственного содержательного стандарта, как известно, призван обеспечить целостность образовательного пространства Российской Федерации. Региональный компонент утверждает целостность образовательного пространства на территории Новосибирской области и эквивалентность образования, независимо от места его получения. В их единстве и соподчиненности — гарантия обеспечения целостности российского образовательного пространства. Региональный компонент носит прикладной характер, ориентирован на усвоение учащимися знаний, выработку умений и обретение навыков, необходимых им для успешной социализации по месту проживания, и является механизмом реализации региональной политики в области образования. Условия Новосибирской области требуют, чтобы региональный компонент базировался не на предметном подходе, а реализовывался в виде местного материала в рамках федерального компонента, не надстраивался над федеральным компонентом, а органично в него интегрировался в рамках образовательных областей, не увеличивал механически нагрузку на учащихся за счет введения дополнительных предметов, а рационализировал процесс познания за счет интеграции предметов и рационального конфигурирования учебного материала. Нормативно-правовой основой для введения регионального компонента является Закон Российской Федерации «Об образовании», в частности, ст. 7, указывающая на необходимость учета «состояния социокультурной среды», потребностей и возможностей конкретного региона. В соответствии со ст. 14, 29 п. 2, 47 Закона РФ «Об образовании» региональный компонент на территории Новосибирской области в базисный учебный план должен быть введен на основании областного закона «Об образовании в Новосибирской области» или «О ре-гиональном компоненте содержания образования в школах Новосибирской области». Введение регионального образовательного компонента государственных образовательных стандартов требует:
Региональный компонент призван:
Региональный компонент:
К настоящему времени проделана значительная предварительная работа по подготовке регионального компонента и его введению в учебные планы образовательных учреждений. Был подготовлен рабочий план подготовки проекта концепции регионального компонента государственного образовательного стандарта и календарный план его реализации, но эти документы не были утверждены Управлением образования администрации Новосибирской области из-за отсутствия финансирования. В связи с этим был подготовлен проект разработки регионального компонента по истории Сибири силами творческой группы специалистов-историков из НИПКиПРО, НГПУ и школ города за счет внебюджетного финансирования, однако задание не было согласовано Управлением образования с планово-экономическим управлением администрации. Дальнейшая работа осуществлялась в инициативном порядке без финансирования из областного бюджета. Концепция регионального компонента была подготовлена творческой группой преподавателей института, вынесена на обсуждение коллегии Управления образования и одобрена ею. В связи с рекомендацией коллегии провести гласное обсуждение концепции, материалы были опубликованы на страницах институтских изданий «Педагогическое эхо» и «Сибирский учитель». Кафедра истории, обществознания и экономики НИПКиПРО приняла активное участие в подготовке учебных пособий по региональному компоненту, вы-ступая консультантом авторов из HГУ и НГПУ, издательства «Инфолио-пресс». Сотрудники кафедры, кандидат философских наук Юрий Игоревич Сафонов и кандидат исторических наук Виктор Иванович Варющенко, выступили рецензентами учебных пособий по курсу «История Сибири» профессора Ивана Семеновича Кузнецова, доцента Фаины Силантьевны Кузнецовой и доцента Андрея Сергеевича Зуева. Была проведена презентация учебников Татьяны Николаевны Троицкой и Виктора Ивановича Соболева «Наш край в древности и средневековье», Фаины Силантьевны Кузнецовой «История Сибири» для 7—8-х классов и Андрея Сергеевича Зуева «Сибирь: вехи истории» для 10—11-х классов. Было организовано освещение данной презентации новосибирскими средствами массовой информации. В 1998/2000 учебных годах для учителей истории школ города и области были проведены семинары и творческие мастерские всех принимавших участие в презентации книг авторов. Проблемы регионального компонента были в центре внимания международной научно-практической конференции «Гражданское образование: состояние, проблемы, перспективы», состоявшейся 20—21 октября 1999 года в НИПКиПРО, и областной научно-практической конференции «Региональный компонент государственного образовательного стандарта», прошедшей 20—21 апреля 2000 года. В рамках последней конференции была организована работа шести секций, двух тематических и одного итогового «круглых столов». Состоялся заинтересованный разговор специалистов, в котором активное участие приняли работники органов управления образованием различных уровней, ученые ведущих высших учебных заведений города, администраторы и учителя образовательных учреждений города Новосибирска и области. Наиболее плодотворной и содержательной была работа в секциях «Экспериментальная модель регионального компонента исторического образования в школах Сибири» и «Проблемы регионального компонента географического образования». И это закономерно, поскольку именно по этим направлениям разработка и внедрение регионального компонента образования продвинулись достаточно далеко. С учебного пособия «География Новосибирской области» началась серия учебных книг по региональному компоненту. Конференция еще раз позволила проанализировать накопленный опыт работы наших учителей в области не только внедрения, но и успешной разработки отдельных блоков регионального компонента. География передового опыта оказалась достаточно широкой. Наряду с инновационными образовательными учреждениями г. Новосибирска (лицей информационных технологий, экономический лицей, гимназии № 1, 2, 3, 7 и т.д.) были отмечены успехи школ г. Бердска, Убинского, Болотнинского, Чулымского, Мошковского, Новосибирского и многих других районов Новосибирской области. Сходясь в оценке регионального компонента как весьма актуального и необходимого, участники конференции были едины во мнении, что успешное продвижение его в педагогическую практику серьезно тормозится отсутствием законодательной базы на уровне субъекта федерации. Видимо, органам управления образованием следует активизировать свою деятельность на данном направлении, тем более что предварительные проработки соответствующих документов уже были проведены. Сошлись участники конференции и в том, что накопленный богатый практический педагогический опыт в школах города и области никак не соотносится с материально-технической базой НИПКиПРО, тормозящей его освоение педагогами, не позволяющей использовать современные технологии при его освоении, доработке и внедрении. Назрел и перезрел вопрос о создании современного ресурсно-информационного центра педагогических программ и технологий, без которого наше вхождение в цивилизованное мировое педагогическое сообщество будет не только проблематичным, но, скорее всего, просто невозможным. Вместе с тем, продолжительный опыт работы в экстремальных условиях позволил педагогам с оптимизмом смотреть в будущее и намечать пути реализации поставленных целей при опоре исключительно на свои собственные ресурсы, силы и возможности. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |