Современные тенденции развития школьного курса "Основы безопасности жизнедеятельности"

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введенный в систему школьного образования с 1994 года, занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей.

В настоящее время на территории Зауралья проживает 32 млн. человек. При этом на той же территории находится 70% объема природных ресурсов всего мирового запаса. На пятую часть населения России возлагается груз ответственности освоения этих ресурсов! Для этого нужны люди. В настоящее время лишь 50% всего населения за Уралом трудоспособно. Предполагается, что к 2050-му году число потенциально трудоспособных сократится до 30% [3]. Известно, что для замены поколений и поддержания оптимального числа трудоспособного населения доля детей должна составлять, как минимум, 25%. Демографическая ситуация значительно осложняется неуклонным снижением детности — среднего числа детей, рожденных женщиной за всю жизнь. При необходимом для оптимального воспроизводства населения уровне детности 2,15 этот показатель в 1998 г. в России составлял 1,13 [2].

Наряду с уменьшением рождаемости увеличивается гибель детей от поражающих факторов различного рода экстремальных ситуаций социального, техногенного и природного происхождения. От общего числа жертв чрезвычайных ситуаций (ЧС) на детей приходится около 10%. Если исходить из цифры гибели около 250 тысяч человек в год в государстве, то детей в том числе — 25 тысяч. Причем по причине транспортных происшествий (около 60 тысяч в год), криминогенных факторов (около 30 тысяч в год) этот процент несколько меньше, а в случае гибели на воде и пожарах он может достигать 15—20%.

В условиях непрекращающихся аварий на производстве, транспорте, в жилом секторе, многочисленных угроз взрывов и непростой криминогенной обстановки подготовка населения, прежде всего детей и подростков, к действиям в условиях различных ЧС становится приоритетной задачей для обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья каждого человека нашего общества. В этой связи постоянно возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности.

Курс ОБЖ как раз и направлен, в первую очередь, на обеспечение безопасности человека. Именно в процессе воспитания, обучения и роста личности должны закладываться основы осознания важности и необходимости оптимального обеспечения условий сохранения жизни и здоровья человека в процессе его жизнедеятельности.

По целевым социально-образовательным и теоретическим аспектам «Основы безопасности жизнедеятельности» — новая, формирующаяся на стыке многих наук, самостоятельная область социально-экономических и естественнонаучных знаний, изучающая условия обеспечения гармонии системы «природа—человек—общество». Она признает решающую роль человека в обеспечении гармонии системы, перманентность опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии их жизнедеятельности. Эта новая область знаний ставит своей задачей изучение причин возникновения опасностей, способов и средств предвидения и предупреждения этих опасностей, характеристик обусловленных этими опасностями чрезвычайных и экстремальных ситуаций и обучение учащихся способам сохранения здоровья, безопасному образу жизни в обычных и сложных социальных и прочих условиях [7]. Она предусматривает также выработку способностей и умений сохранить жизнь и здоровье при крайне выраженном социальном, техногенном, природном и экологическом неблагополучии в условиях разного рода ЧС.

В части, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, правоведения и социологии, физиологии, гигиены и физической культуры, медицины, экологии, знаний окружающего мира и природоведения, охраны труда, техники безопасности и других соответствующих областей фундаментальных и прикладных наук.

Главным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности является формирование личности безопасного типа, иными словами, воспитание человека, который будет способствовать сохранению гармонии в системе «природа—человек—общество» и снижать риск возникновения опасностей, неизбежных в каждом обществе.

Безопасность — это не только защищенность человека и общества в целом от военной угрозы, техногенных катастроф, стихийных бедствий природного происхождения. Безопасность связана с чувствами, понятиями и представлениями человека об угрозах и опасностях, которые могут происходить из разных источников, в том числе из духовной сферы. Следовательно, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван не только учить действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, но и воспитывать человека с новым мировоззрением, присущим личности безопасного типа.

«Личность безопасного типа — это человек, осознающий самого себя и высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой и окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества. Он уважает историю и традиции своей Родины» [1].

В основе решения широкого круга задач по сохранению жизни и здоровья и обеспечению безопасности личности и общества лежат вопросы духовного и морально-нравственного характера, что в глубинном восприятии находит выражение в личностном отношении к родной земле, природе, государству, его историческим истокам, традициям и культуре. В связи с этим одной из основополагающих задач предмета является воспитание патриотизма.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сейчас получила новое, качественно более высокое звучание. Это обусловлено сложной общественно-политической обстановкой в стране, обострением локальных конфликтов в Закавказье и ряде регионов ближнего и дальнего зарубежья. Всем становится ясно, что в условиях идеологического вакуума умами и сердцами молодых людей пытаются овладеть различного рода экстремистские и националистические организации; используя внешне привлекательную для детей и подростков атрибутику и громкую фразеологию, они активно работают в молодежной среде.

Одной из основных составляющих гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание. В его основу должно быть заложено:

  • формирование высоких морально-нравственных качеств, преданности, любви и готовности защитить свой народ и свое Отечество;
  • пропаганда исторического прошлого России, героического наследия и боевых традиций Вооруженных Сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защиты;
  • воспитание юношей на опыте передовых воинских коллективов, военнослужащих-новосибирцев, проходящих службу в Российской Армии и уволенных в запас;
  • целенаправленная работа по формированию у допризывной и призывной молодежи навыков здорового образа жизни, содействие активному участию молодых людей в спортивно-массовых мероприятиях и в военно-прикладных видах спорта.

Не секрет, что в настоящее время деятельность школ по патриотическому воспитанию, допризывной подготовке юношей, сохранению и укреплению здоровья учащихся значительно уступает другим направлениям общеобразовательного процесса. Это выразилось в том, что сейчас качество пополнения, вступающего в ряды Вооруженных Сил (ВС), по многим параметрам не отвечает предъявляемым требованиям. В сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе, не уменьшается количество юношей, уклоняющихся от призыва в ВС, неуклонно падают показатели состояния здоровья юношей допризывного возраста. Отмечается значительный рост сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нервно-психических заболеваний, большое количество призывников с недостатком веса. Поэтому часть молодых солдат не выдерживают психологической и физической напряженности военной службы [6].

Результаты социологического исследования, проведенного Главным управлением воспитательной работы ВС РФ среди юношей г. Москвы призывного возраста, наглядно продемонстрировали остроту данной проблемы. В молодежной среде отсутствует четкое понимание существующих угроз национальной безопасности и территориальной целостности России. О сохраняющейся опасности вооруженной агрессии против России заявили лишь 39% опрошенных молодых людей. Каждый пятый опрошенный считает, что такой угрозы не существует, остальные (41%) однозначно на этот вопрос ответить не смогли. Лишь 32% молодых людей заявили о своей готовности и желании пойти служить в армию. Каждый третий из опрошенных призывников вполне откровенно выразил явное нежелание проходить военную службу. А какие они, будущие защитники Родины? Что главное в их жизни? Чем увлекаются? Только около 12% опрошенных заявили, что в кругу их друзей не употребляются спиртные напитки, а остальные (65%) употребляют: каждый день — 3,1%; 1—2 раза в неделю и по праздникам — 51,7 %; 3—4 раза в неделю — 7,6%; от случая к случаю — 3%. Во многом сходная ситуация и в отношении наркотических средств. Около 40% опрошенных заявили о том, что в кругу их друзей есть те, кто употребляет наркотики. Уклонение от военной службы осуждают только 6% опрошенных, а примерно каждый второй не видит в этом ничего предосудительного или противозаконного.

Интересные данные о ценностных ориентациях призывников приводит военный комиссар г. Москвы М. Сорокин [6]:



wpe2.jpg (19463 bytes)

 Как видно из таблицы, защита Отечества занимает последнее место. Профессия военного в молодежном рейтинге профессий также прочно занимает одно из последних мест [6].

Таким образом, в настоящее время одна из главных проблем — формирование моральной, физической и психологической готовности молодежи к защите Отечества, воспитание их как граждан и патриотов. В школе ответственность за решение этой задачи несет, главным образом, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки.

В связи с этим данная область образования представляется основным базовым компонентом воспитательного процесса, становления личности, способной всей своей деятельностью не только активно содействовать прогрессивному развитию системы «природа—человек—общество», но и быть готовой и способной при необходимости защитить себя, интересы общества и государства. Это положение нашло отражение в Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), в соответствии с которой курс «Основы безопасности жизнедеятельности» должен стать частью инвариантного содержания образования в основной и средней школе.

Мы полагаем, что разрабатываемые в Новосибирске научно-педагогические основы данной инновационной области образования, которую можно определить, как науку формирования личности безопасного типа, способной обеспечить гармонию человеческого общества и природы, обладающей знаниями, навыками и культурой сохранения, укрепления здоровья и защиты жизни, вполне соответствуют общим задачам гуманизации образования.

В Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) на базе кафедры охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности осуществляется повышение квалификации всех категорий работников образования, участвующих в реализации учебной программы по ОБЖ, разрабатываются учебные и методические пособия, рекомендации, контрольные и тестовые задания, обобщается и распространяется передовой педагогический опыт преподавателей ОБЖ. В 1999/2000 учебном году на кафедре повысили свою квалификацию около 400 учителей-предметников, преподавателей физкультуры, технологии, классных руководителей, руководителей дошкольных, школьных, среднеспециальных образовательных учреждений г. Новосибирска, Северного, Болотного, Убинского районов Новосибирской области.

В 1999—2000 гг. сотрудниками кафедры были организованы базовые курсы по ОБЖ и краткосрочные циклы по отдельным проблемам безопасности жизни:

1) «Подготовка участников образовательного процесса к действиям в ЧС»;

2) «Гражданская оборона объектов образования. Основы героико-патриотического воспитания»;

3) «Современные подходы в преподавании темы “Защита населения при пожарах и других локальных ЧС (на транспорте, в криминальных ситуациях)”»;

4) «Основы медицинских знаний и технологии здорового образа жизни».

На кафедре охраны здоровья и ОБЖ разработана программа переподготовки работников образования по специальности «Социальный педагог и преподаватель-организатор ОБЖ». Совмещение специальностей позволит преподавателю повысить его профессиональную компетентность, гибкость, мобильность, конкурентоспособность в условиях прогнозируемого уменьшения количества выпускников средних школ. Известно, что в 2011 году в российских школах будет обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь в сфере образования [4].

Повышение квалификации преподавателей ОБЖ в НИПКиПРО осуществляется с участием специалистов Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Новосибирской области, Территориального центра медицины катастроф (ТЦМК), Управления государственной противопожарной службы, Новосибирского отделения Российского общества Красного Креста, Новосибирского отделения ОСВОДа и других служб.

В целях объединения и координации усилий служб и ведомств территориального звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС), образовательных учреждений, молодежных организаций по совершенствованию системы подготовки учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования в области защиты от ЧС уже в течение двух лет (1999—2000 гг.) кафедра охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, Территориальный центр медицины катастроф, Городской центр образования и здоровья «Магистр», Главное управление по делам ГОЧС проводят научно-практические конференции по теме «Безопасность жизнедеятельности и образование».

Положительным моментом последнего времени стало более серьезное отношение к школьному курсу ОБЖ и упрочение его позиций в процессе образования и воспитания подрастающего поколения. Свидетельством возрастающей потребности общества в обучении детей навыкам безопасного поведения, само- и взаимопомощи в ЧС служит появление негосударственных образовательных учреждений (Школа Безопасности «Исток» Ленинского района г. Новосибирска) и общественных объединений (Центр пропаганды основ безопасности жизни, воспитания и поддержания правопорядка «Правопорядок—А», Региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив по защите жизни и здоровья человека от катастроф «МИГ» и др.), специализирующихся в этом направлении.

Но есть еще немало проблем в реализации этой важной для настоящего времени учебной дисциплины. Одной из причин, препятствующих полномасштабному введению курса ОБЖ в школах, является дефицит педагогических кадров по этому предмету. По данным за 1999 год, укомплектованность школ преподавателями ОБЖ составляет 79%. В 13% школ области занятия ведут совместители, в 56 общеобразовательных школах области (7%) занятия по ОБЖ не ведутся по причине отсутствия кадров. Выявлены большие сложности в комплектовании групп повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ. Это связано как с недостаточным вниманием руководителей образовательных учреждений к обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, так и с тем, что, как правило, эти преподаватели ведут курс ОБЖ по совместительству. Направить такого преподавателя на повышение квалификации — значит «оголить» несколько предметов в школе.

Анализ преподавательского корпуса по ОБЖ позволяет условно выделить четыре категории преподавателей:

n «Ветераны». Как правило, это преподаватели начальной военной подготовки, бывшие военруки, примерно одного возраста, имеющие одинаковый стаж работы, предпочитающие одни и те же приемы и методы обучения. Однако требования образовательного процесса по курсу ОБЖ гораздо шире положений начальной военной подготовки, преобладающих в учебном процессе этих преподавателей. Обучение основам безопасной жизнедеятельности требует мировоззренческих позиций, созвучных современному уровню развития общества, разносторонней многоплановой непрерывной подготовки преподавателя в соответствии со структурой курса ОБЖ. Вместе с тем, эта категория преподавателей имеет определенные социальные преимущества (гарантированная стабильная пенсия бывших военных и т.д.), что позволяет им работать «не за страх, а за совесть». В силу демографических причин численность этой категории преподавателей постепенно уменьшается.

n «Настоящие полковники». Это физически крепкие мужчины, немногим старше сорока лет, имеющие прекрасную профессиональную подготовку по военной специальности. Они пришли в школу в результате сокращения Вооруженных Сил. Пришли не столько с целью улучшения материального положения, сколько с целью самореализоваться как активные творческие личности. Почти все они не имеют навыков педагогической деятельности с различными возрастными категориями учащихся, но активно стремятся к постижению азов педагогики.

n «Совместители». Среди преподавателей ОБЖ, прошедших повышение квалификации на кафедре охраны здоровья и ОБЖ в 1999/2000 учебном году, 60% — совместители. Эта категория преподавателей ОБЖ обладает значительным опытом работы в школе, но вынуждены использовать уроки ОБЖ для улучшения своего материального положения. Следовательно, качество ведения курса значительно страдает, а вопросы творчества и самообразования уходят на второй план. Это просто урокодатели.

n Женщины. Уникальное явление в ОБЖ. Их отличительной особенностью является высокий уровень образованности, не редко наличие двух высших образований. Они вынуждены прийти в школу в результате сокращения по основному месту бывшей работы или взять на себя ведение курса ОБЖ по приказу руководителя образовательного учреждения. Используя свои прежние навыки, они привносят в преподавание курса характерные для женщины скрупулезность, щепетильность, максимальное использование своего творческого потенциала для совершенствования процесса обучения. Но в то же время они испытывают явный дефицит специальных знаний по специфическим разделам курса ОБЖ: основы подготовки к воинской службе, приборы радиационного и химического контроля, действия в условиях чрезвычайных ситуаций, юридическая защита прав личности и т.д. Однако они, как правило, лучше подготовлены по вопросам медицинских знаний, репродуктивного здоровья женщины, здорового образа жизни.

Эти и другие особенности педагогического корпуса по курсу ОБЖ, сложившегося к настоящему времени, значительно затрудняют реализацию учебной программы по ОБЖ. Преподаватели выстраивают обучение основам безопасности жизнедеятельности в соответствии со своими личными особенностями и знаниями.

Поэтому перед системой повышения квалификации и переподготовки работников образования стоит задача комплексного обучения преподавателей-организаторов ОБЖ, равномерного развития всех разделов содержания курса ОБЖ. Более того, перед нами стоит задача формирования многоуровневой преемственной системы обучения основам безопасности жизнедеятельности на всех уровнях образовательного процесса (дошкольного, школьного, среднего и высшего звена профессионального обучения, послевузовской подготовки). Это возможно только на программной основе при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. В целях проведения единой образовательной политики и обеспечения комплексного подхода в области обучения детей и учащейся молодежи основам безопасности жизнедеятельности, а также в целях совершенствования системы патриотического воспитания и допризывной подготовки учащейся молодежи необходимо предусмотреть следующие направления программы:

1. Создание нормативно-правовых, организационных, методических и материально-технических условий для обучения детей и молодежи основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки, в том числе:

  • закрепление статуса предмета ОБЖ как базового, обязательного компонента учебного плана;
  • определение порядка его преподавания с учетом раздельного обучения девушек и юношей в период допризывной подготовки;
  • усиление научно-методического обеспечения преподавания ОБЖ и т.д.

2. Развитие и совершенствование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и его раздела «Основы военной службы». Представляется целесообразным предусмотреть в содержательной части программы обучения по курсу ОБЖ следующие разделы:

  • «Экология человека как интегративная наука о человеке, его здоровье и жизнедеятельности. Человековедение»;
  • «Технологии здорового образа жизни»;
  • «Окружающая среда, факторы опасности и защиты человека. Охрана окружающей среды»;
  • «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обучению населения основам защиты от чрезвычайных ситуаций»;
  • «Криминальные ситуации и безопасное поведение человека в них. Самооборона, средства самообороны и ее пределы. Юридическая защита прав личности»;
  • «Противопожарная безопасность»;
  • «Основы оказания первой медицинской помощи и принципы выживания в неблагоприятных, экстремальных ситуациях и в условиях автономного существования»;
  • «Психология поведения человека в ЧС. Коррекция психофизиологических реакций при ЧС»;
  • «Основы подготовки к военной службе. Героико-патриотическое воспитание и совершенствование системы допризывной подготовки учащихся образовательных учреждений».

3. Развитие сети школьных и внешкольных учреждений дополнительного образования, поддержка различных объединений, обеспечивающих приобщение учащихся к системе приобретения и совершенствования технических и других специальных знаний и умений, проведение занятий по прикладным и техническим видам спорта.

4. Разработка и реализация мер органами местного самоуправления по совершенствованию патриотического воспитания детей и молодежи. Повышение ответственности руководителей местного самоуправления, органов образования, учебных заведений за состояние организации и обеспечение должного уровня изучения курса ОБЖ, подготовки юношей к военной службе.

5. Развитие учебно-методической и материально-технической базы курса, являющейся основным элементом реализации учебной программы.

Одним из подходов совершенствования подготовки подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности могло бы явиться создание Подкомиссии по подготовке населения к действиям в ЧС при Областной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Подкомиссия по подготовке населения к действиям в условиях ЧС позволит объединить усилия различных ведомств для решения задачи качественной, с соблюдением принципа преемственности, подготовки населения Новосибирской области к действиям в условиях ЧС и защиты от них. В нее должны войти представители администрации области, города, всех заинтересованных ведомств (ГУ ГОЧС, ГУВД, ГУО, ТЦМК, ГИБДД и др.). Подкомиссия могла бы координировать деятельность различных советов, занимающихся проблематикой безопасности жизнедеятельности (межвузовский учебно-методический совет по БЖД, совет средних специальных учебных заведений по ОБЖ и др.). Должен быть отработан порядок прохождения экспертиз и рецензирования этой подкомиссией учебников, учебно-методической литературы, учебных программ, экспериментальных и нетрадиционных методик обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость централизованного научно-методического руководства образовательным процессом по основам безопасности жизнедеятельности. Это позволит выработать структурно-логическую модель образования в области безопасности жизнедеятельности, обеспечить всех преподавателей учебными пособиями, в которых будут отражены общие механизмы, организационно-методические формы и содержание образования по формированию навыков безопасной жизнедеятельности учащихся разных возрастных групп.

Практическое выполнение действий по защите личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий — за подрастающим поколением. Поэтому образовательные программы имеют стратегическое значение в решении проблем безопасности жизни.

Решение обозначенных воспитательно-образовательных задач на уровне средней школы, обретение учащимися необходимых мировоззренческих взглядов и практических умений позволит в дальнейшем, когда сегодняшние учащиеся вольются в активную производственную и общественную деятельность, решать важнейшие нравственные, социальные, экономические проблемы, создавая новую идеологию общества, государства и личности, где главной целью должны стать жизнь и здоровье человека.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети