Отечества без веры не бываетПАМФЛЕТ Более двадцати лет прослужив офицером-воспитателем в частях Военно-Морского Флота, я взял на себя смелость изложить в этой статье мысли о военно-патриотическом воспитании и воспитании на народных традициях, как о необходимых составных частях всего воспитательного процесса, формирующего историческое мышление у подростков. В ходе проведения занятий с личным составом в частях и на кораблях, со студентами в институте и на уроках истории в общеобразовательной школе я пришел к следующим выводам: 1) История — это не только предмет, но и научная база для анализа настоящего и предвидения будущего. 2) Творческие самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиады, задания-тесты, диспуты, конференции, участие в работе военно-исторических клубов и кружков и другие активные формы обучения можно рассматривать как источники формирования исторического мышления подростков и молодежи. Эффективную помощь организаторам и участникам этих мероприятий могут оказать музеи как в Новосибирской области и в г. Новосибирске, так и музеи воинских частей, дислоцирующихся в регионе. Как известно, в г. Новосибирске расположены два военных института — две «кузницы» офицерских кадров для Министерства обороны РФ и для Министерства внутренних дел РФ. Но возможности этих вузов по военно-патриотическому воспитанию далеко не исчерпаны. Мне как выпускнику военного института, ранее называвшегося Новосибирское высшее военно-политическое училище, известно, как не просто было пройти по конкурсу при поступлении в это учебное заведение. Говоря о военно-патриотическом воспитании, невольно возникает вопрос: как же сейчас поставлена работа в учебных заведениях по пропаганде профессии офицера, долг которого — Родину защищать?! С большой долей уверенности можно отметить, что не много учебных заведений ведут такую работу постоянно и плодотворно. Если сделать краткий экскурс в историю военно-патриотического воспитания, в дореволюционный период, то можно сказать, что в основу воспитательной работы была положена идея, выраженная в известной всем формуле: «За веру, царя и Отечество!». Но за прошедшие десятилетия мы по ряду причин избавились не только от самодержавия, но и потеряли веру в будущее. Осталось Отечество. Но без веры и царя. «... Наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и заблуждения. Мы как будто смотрим — не видим; видим — и не верим глазам; боимся поверить, а поверив, все еще стараемся уговорить себя, что может быть все это не так...». Эти слова принадлежат Ивану Ильину, одному из самых ярких русских мыслителей XX века, волею судьбы оказавшемуся в эмиграции после революции 1917-го года. Да, действительно, мы боимся поверить, что все происходящее с нами в последние восемьдесят лет не есть случайность или прихоть капризной истории, но целенаправленная попытка разрушить Россию любой ценой. Мы недостаточно хорошо знаем собственную историю. Мы боимся ее знать. А зря! Кто помнит сегодня, после многих десятилетий однобокой пропаганды, что еще до начала первой мировой войны налоги в России были самыми низкими в мире?; что в 1913 году урожай зерна у нас был на треть больше, чем в США, Канаде и Аргентине, вместе взятых (а теперь мы закупаем у них миллионы тонн...)?; что еще в XVIII веке именно в России впервые были приняты законы, защищающие условия труда (был запрещен ночной труд женщин и детей, ограничена продолжительность рабочего дня и т.п.)? Интересно вспомнить, что Кодекс императрицы Екатерины, регулирующий условия труда, был запрещен к обнародованию в «цивилизованных» Англии и Франции как крамольный! Социальное законодательство России было самым совершенным в мире. Сегодня на каждом шагу нам тычут в нос «развитой» Америкой. Но за два года до первой мировой войны президент Соединенных Штатов Тафт заявил представителям России: «Вам император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может!». К 1923 году согласно программе народного образования, принятой задолго до революции, Россия должна была стать страной всеобщей грамотности. В настоящее же время произошло размывание общенациональных образовательных стандартов, подрыв престижа как военной профессии, так и профессии учитель. Слово «учитель» мужского рода. К великому сожалению, в школах из-за неприемлемо заниженных преподавательских ставок мужчин не очень много. А система образования как важнейший механизм трансляции культуры между поколениями требует усилий не только учителей-женщин, но учителей-мужчин. Говоря о воспитании подростков на народных традициях, необходимо обеспечить разумный подход в отношении национальной культуры, уважение к традициям, сохранение преемственности, регулировать распределение государственной поддержки между традиционными и авангардными направлениями обучения. А что же происходит на самом деле? Приведу один пример. Так, в Новосибирске с трудом выживает Областной Центр русского фольклора и этнографии под руководством неутомимого В.В. Асанова. Именно этот Центр должен служить многим подросткам источником в освоении традиционных русских ремесел в «Школе ремесел» и в обучении детей в «Детской школе традиционной русской культуры». Сегодня мы, россияне, говорим об уважении к традициям, сохранении преемственности, а своих детей, желающих заниматься спортом, отдаем в различные секции восточных единоборств. Несмотря на то, что созданы и создаются секции русского стиля борьбы. Это еще один резерв, еще одно направление программы воспитания на народных традициях. Можно было бы и дальше перечислять противоречия между Словом и Делом. Но есть причины и субъективного характера. Как тут не вспомнить А.В. Суворова и его Профилактический Устав в «Науке побеждать», где он метко говорил о том, что «болезнь легче предупредить, чем вылечить». Вот и требуется нам основательно готовить программы военно-патриотического воспитания и воспитания на народных традициях, тем самым стимулируя активность личности подростка, заботясь о его физическом и нравственном здоровье. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |