Методическая разработка
Пояснительная записка
Курс «География России (8—9 класс)» призван сформировать целостное представление о своей Родине на основе показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства. Богатое содержание курса предоставляет учителю большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроке, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников, в вопросах осмысления практической значимости географических знаний.
Единству обучения и воспитания, комплексному подходу в воспитании учащихся в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.
В данной методической разработке авторы предлагают (как один из вариантов) использовать привлекательные возможности интеграции географии с дисциплинами исторического, литературоведческого и языкового циклов. Упор сделан на произведения художественной прозы, на их многогранность, в них часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории Западной Сибири, изучаемых объектов. В чем состоит таинство и великая притягательная сила художественного слова? А в том, наверное, что она выражает красоту природы, нежность и щедрость сибиряка, «всемирную отзывчивость русской души», как об этом замечательно сказано у Ф.М. Достоевского. Будем надеяться, что грамотное, звучное художественное слово классиков литературы позволит усилить должный эмоциональный настрой человеческого искания истины.
Естественно, данная разработка, исторические и художественные произведения, вопросы и задания, таблицы не являются обязательным «рецептом» по организации учебного процесса. Данный материал может быть использован учителем по его усмотрению. Окончательная же оценка написанного — за читателем, учителем-географом.
Возможности использования художественной литературы
|
Географический аспект
|
Деятельность
|
учителя
|
ученики
|
Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения
|
а) История использования природных богатств
|
"Соболь в истории покорения Сибири должен занять первое место...Как в Америке золото, так здесь соболь порождает ужасающие страсти и тянетказачьи отряды все дальше и дальше вглубь страны"
(Н. Матюнин)
|
В XVI столетии внимание русских промышленников привлекала прежде всего ценная пушнина |
Какие природные ресурсы Западной Сибиривам известны? Какие из природных ресурсов связаны с определенными природными зонами? |
Предложите ответ на вопрос: Почему казаки Ермака, разбив Кучума, не ушли с богатой добычей на Русь, аостались в Сибири? |
Читает ученик:
Был труд маслоделов тяжелым,
Но знали и в крае чужом
О лучшем и самом дешевом
О сливочном масле твоем.
По водам Ла-Манша упрямым
Тяжелые шли корабли,
И пахло от ящиков в трюмах
Лугами сибирской земли
(Ветлугин И. Бараба) |
В конце XVII века особенно ценились земельные и кормовые ресурсы степной и лесостепной зоны, где производилось самое дешевое в России сливочное масло. П.А.Столыпин писал в 1910 году, что сибирское маслоделие дает доход в 2 раза больше, чем золотопромышленность |
Почему исторически сложилась специализация на молочном животноводстве и маслоделии? |
Сравнительный анализ физической, почвенной карт и карты растительности[2] |
Выставка книг: Г.Марков"Сибирь",А. Иванов "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень", В. Шишков "Угрюм-река" |
В начале ХХ века основным богатством считался лес |
Краткая аннотация произведений. |
Прочтите указанные произведения и укажите, в каких из них описана природа Западной Сибири. |
Край, где несметный клад заложен,
Под слоем слой мощней в двойне.
Иной еще не потревожен,
Как донный лед на глубине.
(Твардовский А.Т. За далью - даль)
|
С середны 50-х годов Западная Сибирь приобретает значение как основной район "черного золота" и "голубого топлива" |
Рассказывает о новых перспективных месторождениях- в Тюменской области обнаружен бурый уголь(3 млрд.т)
- на севере Новосибирской и в Томской областях большие запасы железных руд, наглубинах 1000-3000м находятся термальные воды (температура от 40 до120 градусов по Цельсию) |
Сообщение учащегося на тему: "И.М.Губкин- главный нефтяник страны"[6] |
б) Трудности освоения природных ресурсов:
|
- сильная заболоченность
|
Пейзаж неизменный от века,
Сырая болотная мгла.
(Ветлугин И.) |
Необходимо ускорить сток Оби и Иртыша. Разумное осушениее болот |
Предложите свои варианты решения этой проблемы |
Приводят доводы против повсеместного осушения болот |
- суровость климатических условий, многолетняя мерзлота
|
И веет многовековою бездной
От слоя этой вечной мерзлоты.
За каждый грамм добычи золота
Мы в бой вступали с этой мерзлотой.
(Черненко А.) |
Зима над равниной повсеместно суровая, очень холодная |
Как суровый климат сказывается на здоровье и хозяйственной деятельности людей? |
приводят примеры влияния климата на здоровье и хозяйственную деятельность своих родителей. |
Экологические проблемы
|
а) защита лесов от пожаров
|
Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни перелетные птицы знают, где она кончается.
(А.П. Чехов Из Сибири) |
Лесные пожары - катастрофа ХХ века. От 80 до 90% пожаров в России имеют антропогенное происхождение. |
Оцените свое поведение в лесу с точки зрения его сохранения и разумного использования. |
Выполняют задание 3 по рис. 92, стр.229[8].Напишите мини-рассказ на тему : "Я и лес" |
б) защита природы от последствий хозяйственной деятельности человека
|
Мы в сотню солнц мартенами
воспламеним Сибирь.
...
Через четыре года здесь будет город-сад.
(Маяковский В.В. О Кузнецстрое и людях Кузнецка) |
Природа тундры очень ранима (рис. на стр. 228[8]) в результате хозяйственной деятельности человека. |
В чем сходство экологических проблемюжной части Западной Сибири и Горного Урала? |
Анализ таблицы "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в 1988 г (тыс.тон)"[Даринский А.В. География России] |
Какие мероприятия по защите природы от последствий хозяйственной деятельности проводятся в вашем населенном пункте? Предложите свои пути решения. |