Возможности использования художественной литературы при изучении раздела "Природные ресурсы и проблемы их освоения в теме "Природа Западной Сибири" (география 8 класс)"

Методическая разработка

Пояснительная записка

Курс «География России (8—9 класс)» призван сформировать целостное представление о своей Родине на основе показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства. Богатое содержание курса предоставляет учителю большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроке, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников, в вопросах осмысления практической значимости географических знаний.

Единству обучения и воспитания, комплексному подходу в воспитании учащихся в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.

В данной методической разработке авторы предлагают (как один из вариантов) использовать привлекательные возможности интеграции географии с дисциплинами исторического, литературоведческого и языкового циклов. Упор сделан на произведения художественной прозы, на их многогранность, в них часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории Западной Сибири, изучаемых объектов. В чем состоит таинство и великая притягательная сила художественного слова? А в том, наверное, что она выражает красоту природы, нежность и щедрость сибиряка, «всемирную отзывчивость русской души», как об этом замечательно сказано у Ф.М. Достоевского. Будем надеяться, что грамотное, звучное художественное слово классиков литературы позволит усилить должный эмоциональный настрой человеческого искания истины.

Естественно, данная разработка, исторические и художественные произведения, вопросы и задания, таблицы не являются обязательным «рецептом» по организации учебного процесса. Данный материал может быть использован учителем по его усмотрению. Окончательная же оценка написанного — за читателем, учителем-географом.


Возможности использования художественной литературы

Географический аспект

Деятельность

учителя

ученики

Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

а) История использования природных богатств

"Соболь в истории покорения Сибири должен занять первое место...Как в Америке золото, так здесь соболь порождает ужасающие страсти и тянетказачьи отряды все дальше и дальше вглубь страны"
(Н. Матюнин)

В XVI столетии внимание русских промышленников привлекала прежде всего ценная пушнина Какие природные ресурсы Западной Сибиривам известны? Какие из природных ресурсов связаны с определенными природными зонами? Предложите ответ на вопрос: Почему казаки Ермака, разбив Кучума, не ушли с богатой добычей на Русь, аостались в Сибири?
Читает ученик:
Был труд маслоделов тяжелым,
Но знали и в крае чужом
О лучшем и самом дешевом
О сливочном масле твоем.
По водам Ла-Манша упрямым
Тяжелые шли корабли,
И пахло от ящиков в трюмах
Лугами сибирской земли
(Ветлугин И. Бараба)
В конце XVII века особенно ценились земельные и кормовые ресурсы степной и лесостепной зоны, где производилось самое дешевое в России сливочное масло. П.А.Столыпин писал в 1910 году, что сибирское маслоделие дает доход в 2 раза больше, чем золотопромышленность Почему исторически сложилась специализация на молочном животноводстве и маслоделии? Сравнительный анализ физической, почвенной карт и карты растительности[2]
Выставка книг: Г.Марков"Сибирь",А. Иванов "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень", В. Шишков "Угрюм-река" В начале ХХ века основным богатством считался лес Краткая аннотация произведений. Прочтите указанные произведения и укажите, в каких из них описана природа Западной Сибири.
Край, где несметный клад заложен,
Под слоем слой мощней в двойне.
Иной еще не потревожен,
Как донный лед на глубине.

(Твардовский А.Т. За далью  - даль)

С середны 50-х годов Западная Сибирь приобретает значение как основной район "черного золота" и "голубого топлива" Рассказывает о новых перспективных месторождениях- в Тюменской области обнаружен бурый уголь(3 млрд.т)
- на севере Новосибирской и в Томской областях большие запасы железных руд, наглубинах 1000-3000м находятся термальные воды (температура от 40 до120 градусов по Цельсию)
Сообщение учащегося на тему: "И.М.Губкин- главный нефтяник страны"[6]

б) Трудности освоения природных ресурсов:

сильная заболоченность

Пейзаж неизменный от века,
Сырая болотная мгла.
(Ветлугин И.)
Необходимо ускорить сток Оби и Иртыша. Разумное осушениее болот Предложите свои варианты решения этой проблемы Приводят доводы против повсеместного осушения болот

- суровость климатических условий, многолетняя мерзлота

И веет многовековою бездной
От слоя этой вечной мерзлоты.
За каждый грамм добычи золота
Мы в бой вступали с этой мерзлотой.
(Черненко А.)
Зима над равниной повсеместно суровая, очень холодная Как суровый климат сказывается на здоровье и хозяйственной деятельности людей? приводят примеры влияния климата на здоровье и хозяйственную деятельность своих родителей.

Экологические проблемы

а) защита лесов от пожаров

Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни перелетные птицы знают, где она кончается.
(А.П. Чехов Из Сибири)
Лесные пожары - катастрофа ХХ века. От 80 до 90% пожаров в России имеют антропогенное происхождение. Оцените свое поведение в лесу с точки зрения его сохранения и разумного использования. Выполняют задание 3 по рис. 92, стр.229[8].Напишите мини-рассказ на тему : "Я и лес"

б) защита природы от последствий хозяйственной деятельности человека

Мы в сотню солнц мартенами
воспламеним Сибирь.
...
Через четыре года здесь будет город-сад.
(Маяковский В.В. О Кузнецстрое и людях Кузнецка)
Природа тундры очень ранима (рис. на стр. 228[8]) в результате хозяйственной деятельности человека. В чем сходство экологических проблемюжной части Западной Сибири и Горного Урала? Анализ таблицы "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в 1988 г (тыс.тон)"[Даринский А.В. География России]
Какие мероприятия по защите природы от последствий хозяйственной деятельности проводятся в вашем населенном пункте? Предложите свои пути решения.

 

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети