Здоровье наших детей – в наших руках

Sinenko V. Health of our children – in our hands
Здоровье человека. Сейчас это звучит всё более тревожно. Количество заболеваний увеличивается, продолжительность жизни сокращается. Известный «русский крест», показывающий, что смертность в России значительно превышает рождаемость, предупреждает о возможных необратимых процессах и негативных последствиях с народонаселением в стране.
 
Можно говорить о различных причинах этой ситуации. Это и резкие социально-экономические изменения в стране, и, безусловно, экологические проблемы (когда ресурсы природы, окружающего мира безжалостно эксплуатируются и почти не восстанавливаются).
 
Человек социально слабо защищён. Вспомним хотя бы, сколько детей погибло за последнее время от рук аномальных извергов! Можно назвать и конкретизировать ещё ряд причин негативного влияния на физическое и, тесно с ним связанное, духовно-нравственное здоровье человека. Однако стало очевидным, что почти всё в многогранном аспекте «здоровье человека» определяющим на будущее становится в детском возрасте. А так как ребёнок, подросток большую часть своего времени проживает в системе образования (в дошкольном учреждении, в школе, в системе дополнительного образования), то правомерно спросить, как обстоит дело со здоровьем детей в условиях образования, как образовательные условия влияют на детское физическое и духовно-нравственное состояние?
 
Уже многими понято, что не только медицинское обслуживание в образовательном учреждении и его школьно-гигиенические условия влияют на здоровье ребёнка. Оказывается и сам учебно-воспитательный процесс, его технологии существенно влияют на самочувствие детей. Но это уже дидактические аспекты здоровья.
 
Кроме этого, отношения, складывающиеся между учащимися, между учеником и учителем (это уже область педагогической власти) весьма существенно влияют на здоровье и духовно-нравственное состояние детей.
 
Как же ребёнку противостоять такому многообразию факторов, покушающихся на его здоровье, на качество его жизни?
 
Только мы, старшие наставники, можем оградить его от всестороннего негативного влияния. Проблема сложная и не терпящая отлагательства. Если не сейчас, то, может так случиться, что уже никогда!
 
В.Я. Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети