Колонка главного редактора

Учитель и время

№ 1 (74) 2011     К примеру, федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) предусматривают не только содержательный аспект в обучении и его мониторинг, но и технологическую и духовно-нравственную составляющие. Но ведь это налагает очень высокие требования на уровень профессиональной компетентности учителя.

Новые государственные образовательные стандарты как фактор присвоения

Последние годы общее образование в России подвергается массированной атаке различных реформаторско-модернизационных процессов. Однако практически все эти изменения в жизнь общего образования входят с большим трудом. При этом многие из них «растворяются» во времени, бесследно исчезают. О них забывают, выдвигая новые реформаторские направления. Сказать, что это в какой-то мере содействует положительному развитию образования, было бы лукавством. А ведь подавляющее число «забытых» идей при их полной реализации было бы полезным.

Российское образование в проекции на международный опыт

Слишком сложно сравнивать образование в различных странах: оно отличается не только организацией и содержанием, но и фундаментальными методологическими основаниями, целями и, наконец, идеологическими помыслами…

Полная школа как результирующий фактор общего образования

Заключительные аккорды учебно-воспитательного процесса в школе всегда были значимы и судьбоносны. Если весь фронт общего образования (начальная школа — основная школа — полная (старшая) школа) выстроен как одно целое, как ступени, обеспечивающие полновесное решение учебно-воспитательных задач на каждом этапе общего образования, то можно сказать, что старшая школа выполняет функцию системно-образующего звена.

Непреходящее значение воспитания

Недавно группа молодых учителей, подойдя ко мне, задала вопрос о статусе процесса воспитания в современной системе образования. Они, не отрицая значимости ЕГЭ (если его правильно использовать), высказали тревогу по поводу «затушевывания» в последнее время воспитательной работы в школе. Руководители в системе образования различного уровня в первую очередь озабочены количественными показателями по итоговым экзаменам. Как на общегосударственном уровне выглядит средний бал ЕГЭ данного региона по тому или иному предмету? Как выглядит школа по сравнению с другими?

Является ли в России основное общее образование основным?

Вторая ступень российского общего образования (5–9 классы) призвана обеспечить становление и формирование личности обучающегося, системное развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является ключевым этапом для будущей взрослой жизни младшего подростка! Если на данной ступени не заложены возможности для получения качественного среднего (полного) образования (10–11 классы), то говорить о решении задач современного образования не приходится.

Дошкольное и начальное школьное образование как основа, как фундамент общего образования

Хорошо известно, что основные элементы социализации, сопоставление и осознание себя личностью происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Экономика современного образования: многофакторность и основополагающее влияние на результативность обучения и воспитания

Видимо, не ошибусь в своем предположении, что большинство работников образования экономические вопросы сходу свяжут с подушевым финансированием общеобразовательных учреждений, с отраслевой системой оплаты труда и, может быть, в связи с первыми двумя направлениями, с сетевой формой организации деятельности общеобразовательных учреждений. Это вполне объяснимо и оправдано, т. к. такие кардинальные изменения в экономике общего образования оставляют весьма заметный след в сознании и деятельности любого его работника.

Потери и перспективы естественнонаучного образования

Когда в 1970—1980-е годы мне приходилось общаться с американскими физиками (в новосибирском Академгородке в то время было тесное научное сотрудничество с физиками из США), они удивлялись, что в наших школах (даже на первой ступени обучения — теперь основная школа) дети овладевали материалом, который у них тогда изучался только в специализированных колледжах и вузах. Такое же удивление высказывали ученые из других стран по поводу не только физики, но и других естественнонаучных дисциплин и математики, изучаемых в советской школе.

Изучение иностранных языков: востребованность и инертность

По решению редакционного совета ряд выпусков нашего журнала будет посвящен проблемам частной дидактики того или иного учебного предмета, той или иной образовательной области. Безусловно, частнодидактические вопросы будут тесно сопряжены с общепедагогическими проблемами, в том числе и с проблемами восприятия средствами учебных предметов. Следует отметить, что в статьях большое внимание будет уделено новым федеральным государственным образовательным стандартам.

В этом номере рассматриваются лингвистические и методические аспекты обучения детей иностранным языкам.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети