Профессиональное развитие учителяСегодня, в новом учебном году, учительство объединено одной проблемой — подготовкой конкурентоспособного, гибкого человека, умеющего легко адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Цель гуманизации образования каждый учитель реализует через свой учебный предмет, будь то математик, химик, биолог, литератор, учитель начальных классов либо учитель технологии. Современная гуманистическая педагогика рассматривает образование как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее прав на развитие, необходимость создания условий для ее творческой самореализации в процессе обучения, как и в более широкой системе жизнедеятельности, определяют общий подход к современному образованию. Педагогический процесс, имеющий в своей основе объяснительно-репродуктивную методику и авторитарный стиль общения, требует одних структур профессиональной деятельности. Обучение, построенное на развивающе-диалоговой методике и гуманистическом стиле общения, задает иную структуру деятельности и требует новых качеств личности учителя. Н.Н. Моисеев отмечает, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи». Получается заколдованный круг, когда возможность преодоления отставания образования от времени увязывается с ожиданием учителя «новой формации», а он может появиться не иначе как в рамках новой парадигмы образования. В концепции перестройки последипломного образования отмечена возможность естественного изменения всей системы образования через выделение педагогического звена, внесение в него механизма развития. Таким звеном как компонентом системы выступает и профессиональное развитие учителя. На сегодняшний день одной из самых тревожных в школьной практике является проблема освоения образовательной области «Технология» и организации помощи в развитии профессионализма учителя этого предмета на послевузовском этапе. Включенная в 1993 году в базисный план ОО «Технология» занимает в перечне всех школьных дисциплин последнее место, как бы завершает цикл, а по сути дела, интегрирует в себе знания основ школьных наук, призванных дать ученику представление о современном мире, способе жизни в нем и развить высококомпетентную, социально и профессионально мобильную личность, способную в недалеком будущем осваивать передовые технологии и наукоемкие производства. ОО «Технология» является новым по отношению к предыдущему содержанию трудового обучения предметом. Она как система представлена набором модулей, каждый из которых — целое по отношению к ОО «Технология». Проектный метод как основной, обеспечивающий освоение этой образовательной области, также представляет определенный уровень новизны. Это позволяет говорить о развитии профессионализма учителя технологии в инновационном процессе. Инновационная деятельность во многом определяется успешностью вхождения в особую культурную среду, снятием «культурного шока». Термин «культурный шок» был введен К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами (потеря друзей, отверженность, удивление и дискомфорт при осознании различий между культурами), путаницей в ценностных ориентациях и особенно в личностной идентичности. Вся информация, относящаяся к инновациям, связана с определенной системой ценностей и барьеров. В психологии такие барьеры понимаются как внутренние препятствия, мешающие человеку успешно выполнять некоторое действие. Возникает задача освобождения человека от влияния защиты, деформирующей поступающую новую информацию. А М. Хон выделяет два типа психологических барьеров, которые появляются у педагогов при встрече с новыми понятиями, идеями, — когнитивный и регулятивный. По мнению автора, когнитивные психологические барьеры появляются из-за отсутствия определенного знания о новом, в нечувствительности к нему. Это вызывает пассивное противодействие. Регулятивные психологические барьеры проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самомy нововведению и часто вызывают активное противодействие. Значительная часть учителей оказалась не в состоянии самостоятельно осуществить интеграцию этих знаний, педагогизация их проходит болезненно, и ее результатом оказывается неконцептуальный подход в реализации ОО «Технология». Ситуация усугубляется тем, что только 36% учителей предмета «Технология» имеют педагогическое образование, а их средний возраст — 45 лет (это период зрелости, но именно в это период, отмечает Л.М. Митина, наступает процесс стагнации). Государственная система не столь мобильна, чтобы удовлетворять возникающие потребности современного учителя, а общественная система (курсы, лекции, специальные публикации) только складывается. Выход — в неформальных объединениях учителей, где создаются дополнительные возможности для их самореализации как личности. В таких коллективах, объединенных общими профессиональными и жизненными проблемами, интенсификация самосознания повышает жизненный тонус человека, формируется оптимистическая настроенность, создаются серьезные предпосылки для развития демократических основ деятельности. Для решения проблемы профессионального развития учителя технологии на послевузовском этапе в Советском районе интегрируются возможности всех компонентов системы послевузовского образования: государственной, общественной, неформальной; были использованы предложения городского Центра профессиональной ориентации; создан на базе учебного комбината (УК) Информационно-инновационный центр освоения ОО «Технология» с целью оказания помощи в профессиональном развитии учителю технологии. Помимо разъяснения основ профориентационной работы Центром профессиональной ориентации, помощи в самопознании и саморазвитии личности учителя, психотерапевтической работы по снижению дестабилизирующей роли механизмов психологической защиты, учителя получили знания по ведению модуля «Профессиональное самоопределение». Но предстоит еще работа по педагогизации этих знаний. Информационно-инновационный центр (ИИЦ) разработал методическое пособие для учителей — поурочное планирование модуля «Профессиональное самоопределение» с приложением методик, тестов, дополнительного материала. Это подготовило почву для реализации важного направления работы школ Советского района — профессиональная помощь учащимся в жизненном и профессиональном самоопределении. В помощь учителю технологии силами ИИЦ также подготовлены:
Любое совершенствование профессиональной подготовки предполагает улучшение двух ее неразрывных сторон — содержания образования и технологии его получения. Поэтому за основу работы с учителем мы взяли развитие рефлексивной деятельности, наряду с лекциями, семинарами, тренингами, используя организационно-деятельностную игру, что позволяет участникам проявить себя, свои умения анализировать и подготавливает условия для дальнейшего самоусовершенствования. Повысить уровень знаний учителя можно внешними средствами, например, оказать помощь разработками, хотя это тоже не такое уж простое дело. Но главное — это необходимость самостоятельного профессионального развития учителя. Рефлексивной деятельности учителя никто не учит; нет специального курса в программах базового профессионального образования, как нет его и в программах курсов повышения квалификации. Рефлексивная деятельность учителя — основа его саморазвития. Но еще необходим критериальный инструмент для самостоятельного оценивания учителем уровня своего профессионализма и оперативного реагирования организаторов образования, так как недооценка деятельности учителя является тормозом его развития. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |