Оптимизация социально-психологического здоровья участников образовательного процесса

Еще в 1988 году А.А. Дубровский в статье «Открытое письмо врача учителю» призывает учителей быть ответственными за здоровье своих воспитанников, говоря «о недопустимости малейшего вреда для здоровья учащегося». Двенадцать лет прошло с тех пор... И что же можно сказать о здоровье наших детей сегодня, о влиянии особенностей учебно-воспитательного процесса, о школьных перегрузках на «тот фундамент, который ни при каких обстоятельствах нарушать нельзя»?

Теперь приходиться говорить не только о состоянии здоровья школьников, но и об общем демографическом положении в России. Данные по основным демо-графическим показателям России, Сибири и города Новосибирска и перспективы развития оздоровления населения приводит в своих выступлениях и научных трудах академик В.П. Казначеев (1, 2). Ситуация такова, что проблема выживания народонаселения Сибири рассматривается как важнейшая в проблеме здо- ровья суперэтноса, а просвещение и образование — как механизм решения проблемы российской нации.

Сформулированный на съезде работников образования социальный заказ — «вырастить человека свободного, широко и самостоятельно мыслящего, способного на интеллектуальный поиск и творческие решения» — был подхвачен передовыми педагогами. Так родилось «вариативное образование», «педагогическое новаторство», что само по себе — значительный шаг в развитии образования. Новый заказ получен, а исполнители кто? Те же учителя, которые в силу своей консервативности, сформировавшихся психолого-педагогических установок оказались не готовы к «педагогике сотрудничества», «гуманизации учебного процесса».

В результате введения новых образовательных технологий, интенсификации учебного процесса многократно возросла нагрузка как на учеников, так и на педагогов. В силу сложившихся экономических обстоятельств учителя работают, как правило, на две ставки и, накапливая усталость, ставят в состояние стресса себя и учеников. В процессе урока забывается порой о профессионально-этических принципах, о необходимости создания на уроке обстановки доверительных, дружеских, эмоционально-положительных отношений.

Таким образом, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, является причиной возникновения таких неврозов, как истерия, депрессия, фобия.

По данным социологического исследования отдела образования Железнодорожного района г. Новосибирска, 61% опрошенных учащихся ответили, что оценка используется в качестве наказания, а 51% — что дисциплина достигается с помощью удаления с уроков. Высокую детскую тревожность и страх перед школой родители связывают с неуважением к личности ученика (43,6%); почти 30% учащихся 9—11-х классов заявили, что приходилось испытывать словесное оскорбление со стороны учителя, а 39% учащихся 9-х классов — шантаж, и только 48% учащихся в школе себя чувствуют комфортно. По мнению родителей (93%), наиболее важные факторы, влияющие на здоровье школьников, — это повышение учебной нагрузки и увеличение потока информации.

О вредном воздействии на здоровье детей учебной перегрузки говорит и тот факт, что в гимназиях, лицеях и других учебных заведениях нового типа (где нагрузка на ребенка — восемь и более уроков) заболеваемость возрастает в 2,5 раза, и на первое место выходят нервно-психические расстройства.

Таким образом, назрела необходимость принятия срочных психолого-педагогических и организационных мер для искоренения такого распространенного заболевания учащихся, как дидактогенный невроз. «Для всех учителей должно стать законом, что никакие новации, никакая инициатива и творчество, никакая интенсификация учительского труда не должны идти впереди здоровья учащегося» (3).

Сегодня, в период глобальной информатизации, когда репродуктивная форма обучения практически изжила себя, перед педагогом стоит задача научить ребенка самостоятельно добывать знания, делая упор на основную функцию человеческого мозга — мышление, а не на вторичную — память.

Любой урок должен быть в большей или меньшей степени проблематичным. Учитель организует особую ситуацию, для решения которой у учащегося нет готовых ответов. Ребенок учится мыслить, приходит к выводу, что знания не имеют завершенности, итоговой стороны, что они всего лишь отправная точка, повод для размышления о многообразии мира и своей роли в нем.

Следующим фактором, влияющим на здоровье ребенка в школе, является недостаточная адаптация учебно-воспитательного процесса к индивидуальным психофизическим и психосоциальным особенностям учащихся. Принцип индивидуально-личностного отношения к ребенку предполагает учет акцентуаций характера, зависящих, в первую очередь, от темперамента, конституциональных особенностей, особенностей мышления (лево- и правополушарный тип), особенностей восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик).

Для воплощения принципа личностно-ориентированного образования педагог должен хорошо знать психолого-педагогические особенности детей, владеть технологическими методиками ведения урока с учетом основных психосоциальных и психофизиологических особенностей школьников.

Существует множество приемов технологии критического творческого мышления и форм обучения, которые снижают стрессовое состояние школьников, повышают степень усвоения материала:

  • Мозговая атака.
  • Кооперативное творчество или КТД.
  • Групповая и индивидуальная работа.
  • Взаимоопрос и взаимообучение.
  • Проективные методики.
  • Свободное письменное задание.
  • Конкурсы, викторины, игротеки.
  • Образование через общение. И т.д.

Учитель в этой ситуации является лишь направляющим звеном: он подготавливает процесс и предоставляет выбор.

Приемов и методов обучения множество. Выбор наиболее рациональных, здоровьесберегающих технологий и многие другие задачи психолого-педагогической деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья решаются в рамках Школы передового валеологического опыта (ШПВО).

ШПВО организована в 1997 году на базе Городского центра образования и здоровья «Магистр» под руководством директора центра, доктора медицинских наук, профессора Н.А. Скляновой и кандидата биологических наук, доцента НГПУ, Н.П. Абаскаловой.

Основная цель обучения в ШПВО ввиду инновационного характера работы — выработка единого подхода в решении вопросов здоровья в школе с научно-обоснованным учебно-воспитательным процессом, учитывающим психофизиологические, типологические, конституциональные и возрастные особенности учащихся.

Задачи, стоящие перед педагогами ШПВО:

  • Сформулировать основные психолого-педагогические требования к учебно-воспитательному процессу в школе с учетом сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов.
  • Разработать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания применительно к конкретным школьным условиям.
  • Повышение научно-теоретического уровня знаний в вопросах психофизиологического, психосоциального и психосоматического здоровья взрослых и детей.
  • Повышение мотивации детей и педагогов на сохранение и укрепление здоровья.
  • Освоение основных принципов здорового образа жизни, методы и способы психофизической саморегуляции.
  • Формирование у учащихся знаний о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыков здорового образа жизни.

Деятельность ШПВО охватывает следующие направления.

Научно-теоретическое направление

Лекции и семинары, проводимые ведущими учеными города, которые раскрывают современное состояние проблемы сохранения здоровья детского и взрослого населения.

Методическая работа

  • Анализ методов, приемов технологий для реализации программы непрерывного валеологического образования.
  • Разработка уроков здоровья и внедрение программ «Здоровье» в учебно-воспитательный процесс, учитывая межпредметные связи.
  • Анализ литературы, используемой учителями, учениками, родителями.
  • Проведение практикумов — психологические тренинга, тренинги психофизической саморегуляции.

Исследовательская работа

  • Анкетирование и тестирование участников ШПВО.
  • Анализ состояния здоровья участников ШПВО.
  • Организация научно-исследовательской работы по формированию навыков здорового образа жизни.
  • Разработка индивидуальных оздоровительных рекомендаций.
Работа по обмену опытом
  • «Круглые столы», конференции.
  • Выездные семинары в базовые школы города и области, имеющие опыт работы по программам здоровья.
  • Открытые уроки здоровья.

Формирование культуры здоровья необходимо рассматривать как важнейший элемент культуры населения. При этом надо учитывать, что диапазон знаний в этой области неуклонно расширяется. Появляются новые разделы науки, углубляются межпредметные связи. В настоящее время сформировавшиеся представления о физической культуре, здоровом образе жизни, основах медицинских знаний и основах безопасности жизнедеятельности не отражают и не удовлетворяют в полной мере естественной потребности человека — быть здоровым физически и духовно, осознавая ценность здоровья как часть общечеловеческой культуры.

В ситуации стремительных и непрогнозируемых новаций, когда передача духовных ценностей может осуществляться только в процессе диалога, нельзя допустить появление неэффективных механизмов обучения, разрушительных для здоровья ребенка образовательных маршрутов. Образовательный процесс необходимо рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья индивида.

Процесс повышения уровня здоровья в образовательных учреждениях города не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов, работающих в школе. Известна четкая закономерность зависимости не только психического, но и физического здоровья детей, в том числе их иммунореактивного статуса, от личностных характеристик воспитателя или педагога.

По данным анкетирования слушателей ШПВО наблюдается корреляционная зависимость между состоянием здоровья педагогов и комплексными показателями здоровья их воспитанников. Также четко просматривается прямо пропорциональная зависимость между количеством педагогов района, являющихся слушателями ШПВО, и количествами школ, работающих по программе «Здоровье» и имеющих положительную динамику в мониторинге состояния здоровья детей.

Среди учителей — слушателей школы (а это учителя валеологии, предметов естественно-гуманитарного цикла, социальные педагоги и психологи большинства районов города Новосибирска и области) был проведен анализ ориентирования педагогов по терминальным (жизненным) ценностям, который выявил, что для 90% учителей здоровье является ценностью номер один. Это категория учителей с высокой мотивационной потребностью в здоровье и здоровом образе жизни, с участием или под руководством которых организована работа по программам «Здоровье» в образовательных учреждениях города.

Школа передового опыта при Городском центре образования и здоровья «Магистр» создана для того, чтобы обеспечить новое качество подготовки педагога, позволяющее овладеть методами совместного творчества педагога и учащегося в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других.

Литература

  1. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с.
  2. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. - Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Костромской государственный педагогический университет, 1996. - 248 с.
  3. Хрестоматия по педагогике. Часть I. - Барнаул: Издательство БИТУ, 1999. - 198 с.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети