Оптимизация социально-психологического здоровья участников образовательного процессаЕще в 1988 году А.А. Дубровский в статье «Открытое письмо врача учителю» призывает учителей быть ответственными за здоровье своих воспитанников, говоря «о недопустимости малейшего вреда для здоровья учащегося». Двенадцать лет прошло с тех пор... И что же можно сказать о здоровье наших детей сегодня, о влиянии особенностей учебно-воспитательного процесса, о школьных перегрузках на «тот фундамент, который ни при каких обстоятельствах нарушать нельзя»? Теперь приходиться говорить не только о состоянии здоровья школьников, но и об общем демографическом положении в России. Данные по основным демо-графическим показателям России, Сибири и города Новосибирска и перспективы развития оздоровления населения приводит в своих выступлениях и научных трудах академик В.П. Казначеев (1, 2). Ситуация такова, что проблема выживания народонаселения Сибири рассматривается как важнейшая в проблеме здо- ровья суперэтноса, а просвещение и образование — как механизм решения проблемы российской нации. Сформулированный на съезде работников образования социальный заказ — «вырастить человека свободного, широко и самостоятельно мыслящего, способного на интеллектуальный поиск и творческие решения» — был подхвачен передовыми педагогами. Так родилось «вариативное образование», «педагогическое новаторство», что само по себе — значительный шаг в развитии образования. Новый заказ получен, а исполнители кто? Те же учителя, которые в силу своей консервативности, сформировавшихся психолого-педагогических установок оказались не готовы к «педагогике сотрудничества», «гуманизации учебного процесса». В результате введения новых образовательных технологий, интенсификации учебного процесса многократно возросла нагрузка как на учеников, так и на педагогов. В силу сложившихся экономических обстоятельств учителя работают, как правило, на две ставки и, накапливая усталость, ставят в состояние стресса себя и учеников. В процессе урока забывается порой о профессионально-этических принципах, о необходимости создания на уроке обстановки доверительных, дружеских, эмоционально-положительных отношений. Таким образом, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, является причиной возникновения таких неврозов, как истерия, депрессия, фобия. По данным социологического исследования отдела образования Железнодорожного района г. Новосибирска, 61% опрошенных учащихся ответили, что оценка используется в качестве наказания, а 51% — что дисциплина достигается с помощью удаления с уроков. Высокую детскую тревожность и страх перед школой родители связывают с неуважением к личности ученика (43,6%); почти 30% учащихся 9—11-х классов заявили, что приходилось испытывать словесное оскорбление со стороны учителя, а 39% учащихся 9-х классов — шантаж, и только 48% учащихся в школе себя чувствуют комфортно. По мнению родителей (93%), наиболее важные факторы, влияющие на здоровье школьников, — это повышение учебной нагрузки и увеличение потока информации. О вредном воздействии на здоровье детей учебной перегрузки говорит и тот факт, что в гимназиях, лицеях и других учебных заведениях нового типа (где нагрузка на ребенка — восемь и более уроков) заболеваемость возрастает в 2,5 раза, и на первое место выходят нервно-психические расстройства. Таким образом, назрела необходимость принятия срочных психолого-педагогических и организационных мер для искоренения такого распространенного заболевания учащихся, как дидактогенный невроз. «Для всех учителей должно стать законом, что никакие новации, никакая инициатива и творчество, никакая интенсификация учительского труда не должны идти впереди здоровья учащегося» (3). Сегодня, в период глобальной информатизации, когда репродуктивная форма обучения практически изжила себя, перед педагогом стоит задача научить ребенка самостоятельно добывать знания, делая упор на основную функцию человеческого мозга — мышление, а не на вторичную — память. Любой урок должен быть в большей или меньшей степени проблематичным. Учитель организует особую ситуацию, для решения которой у учащегося нет готовых ответов. Ребенок учится мыслить, приходит к выводу, что знания не имеют завершенности, итоговой стороны, что они всего лишь отправная точка, повод для размышления о многообразии мира и своей роли в нем. Следующим фактором, влияющим на здоровье ребенка в школе, является недостаточная адаптация учебно-воспитательного процесса к индивидуальным психофизическим и психосоциальным особенностям учащихся. Принцип индивидуально-личностного отношения к ребенку предполагает учет акцентуаций характера, зависящих, в первую очередь, от темперамента, конституциональных особенностей, особенностей мышления (лево- и правополушарный тип), особенностей восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик). Для воплощения принципа личностно-ориентированного образования педагог должен хорошо знать психолого-педагогические особенности детей, владеть технологическими методиками ведения урока с учетом основных психосоциальных и психофизиологических особенностей школьников. Существует множество приемов технологии критического творческого мышления и форм обучения, которые снижают стрессовое состояние школьников, повышают степень усвоения материала:
Учитель в этой ситуации является лишь направляющим звеном: он подготавливает процесс и предоставляет выбор. Приемов и методов обучения множество. Выбор наиболее рациональных, здоровьесберегающих технологий и многие другие задачи психолого-педагогической деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья решаются в рамках Школы передового валеологического опыта (ШПВО). ШПВО организована в 1997 году на базе Городского центра образования и здоровья «Магистр» под руководством директора центра, доктора медицинских наук, профессора Н.А. Скляновой и кандидата биологических наук, доцента НГПУ, Н.П. Абаскаловой. Основная цель обучения в ШПВО ввиду инновационного характера работы — выработка единого подхода в решении вопросов здоровья в школе с научно-обоснованным учебно-воспитательным процессом, учитывающим психофизиологические, типологические, конституциональные и возрастные особенности учащихся. Задачи, стоящие перед педагогами ШПВО:
Деятельность ШПВО охватывает следующие направления. Научно-теоретическое направление Лекции и семинары, проводимые ведущими учеными города, которые раскрывают современное состояние проблемы сохранения здоровья детского и взрослого населения. Методическая работа
Исследовательская работа
Работа по обмену опытом
Формирование культуры здоровья необходимо рассматривать как важнейший элемент культуры населения. При этом надо учитывать, что диапазон знаний в этой области неуклонно расширяется. Появляются новые разделы науки, углубляются межпредметные связи. В настоящее время сформировавшиеся представления о физической культуре, здоровом образе жизни, основах медицинских знаний и основах безопасности жизнедеятельности не отражают и не удовлетворяют в полной мере естественной потребности человека — быть здоровым физически и духовно, осознавая ценность здоровья как часть общечеловеческой культуры. В ситуации стремительных и непрогнозируемых новаций, когда передача духовных ценностей может осуществляться только в процессе диалога, нельзя допустить появление неэффективных механизмов обучения, разрушительных для здоровья ребенка образовательных маршрутов. Образовательный процесс необходимо рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья индивида. Процесс повышения уровня здоровья в образовательных учреждениях города не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов, работающих в школе. Известна четкая закономерность зависимости не только психического, но и физического здоровья детей, в том числе их иммунореактивного статуса, от личностных характеристик воспитателя или педагога. По данным анкетирования слушателей ШПВО наблюдается корреляционная зависимость между состоянием здоровья педагогов и комплексными показателями здоровья их воспитанников. Также четко просматривается прямо пропорциональная зависимость между количеством педагогов района, являющихся слушателями ШПВО, и количествами школ, работающих по программе «Здоровье» и имеющих положительную динамику в мониторинге состояния здоровья детей. Среди учителей — слушателей школы (а это учителя валеологии, предметов естественно-гуманитарного цикла, социальные педагоги и психологи большинства районов города Новосибирска и области) был проведен анализ ориентирования педагогов по терминальным (жизненным) ценностям, который выявил, что для 90% учителей здоровье является ценностью номер один. Это категория учителей с высокой мотивационной потребностью в здоровье и здоровом образе жизни, с участием или под руководством которых организована работа по программам «Здоровье» в образовательных учреждениях города. Школа передового опыта при Городском центре образования и здоровья «Магистр» создана для того, чтобы обеспечить новое качество подготовки педагога, позволяющее овладеть методами совместного творчества педагога и учащегося в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других. Литература
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |