Профессиональная подготовка будущих учителей к работе с семьей

Курс «Этика и психология семейной жизни» не преподается в школе, но проблема готовности школьников к семейной жизни остается актуальной. Не менее острой является проблема готовности учителей, классных руководителей, социальных педагогов к работе с семьей. Современный педагог-профессионал должен в совершенстве знать основы теории и методики работы с семьей.

Анализ практики воспитательной работы убеждает, что только непрерывное профессиональное развитие учителя может решить эту проблему. Только интенсивное развитие учителя как воспитателя-профессионала дает в итоге устойчивый рост качества воспитания учащихся, позволяет ему справиться со все более возрастающим кругом проблем. Современная семья — источник самых разнообразных психолого-педагогических проблем. С целью решения задач интенсификации профессионального развития будущих учителей — студентов Новосибирского педагогического колледжа № 3 с 1994 года читается разработанный нами спецкурс «Семьеведение». Его ключевой задачей является формирование у студентов стремления к сознательному усвоению основ современной теории и практики работы с семьей. Следует отметить, что программа спецкурса органически продолжает тематику общей педагогики, в частности, в разделе «Семья и школа».

Спецкурс «Семьеведение» решает ряд следующих основных задач:

  • формирует гуманистическую профессионально-личностную позицию в работе будущего учителя с семьей;
  • расширяет профессиональный кругозор в области истории и теории брачно-семейных отношений;
  • формирует базовый понятийно-терминологический аппарат: семья, дети, брак, брачно-семейные отношения, супружеская и семейная совместимость, семейный конфликт, стресс и т.д.;
  • вводит студентов в актуальную проблематику педагогики и психологии современной семьи, раскрывает основные принципы, пути и методы последовательного решения возникающих проблем;
  • ориентирует студентов на высокий стандарт профессионально-этических требований к качеству работы с семьей;
  • формирует основы профессионально грамотной, инструментально-технологической работы с различными типами семей;
  • повышает уровень социально-психологической адаптивности самих студентов, готовности их к созданию семьи, гармонизации отношений, помогает выработать будущим учителям свою персонифицированную систему взглядов на проблему супружеской совместимости (коррекцию своих ролевых ожиданий по поводу будущего супруга и др.).

Первый раздел спецкурса «Ретроспектива брачно-семейных отношений» знакомит студентов с историей формирования многообразных семейных традиций. В этом разделе особое место отводится источникам (Библия, Коран и др.), хранящим сведения о первых нормах семейной морали. Будущие педагоги овладевают знаниями о нормах морали, традициях нравственности, особенностях семейного уклада древности. Знакомятся студенты и с философскими воззрениями Платона, Аристотеля и др. Свои знания в области семьи и брака студенты расширяют, изучая работы, например, Ф. Бэкона, Ф. Ларошфуко, Д. Юма, Ж. Ж. Руссо.

Второй раздел «Теория и методика работы с семьей» знакомит будущих педагогов со спецификой проблем развития брачно-семейных отношений в современном мире. Раскрываются основные особенности существования современной семьи, ее специфика, основные функции. Дается педагогическая классификация типов современных семей. Большое внимание уделяется психолого-педагогическому анализу семейных отношений. В методико-практическом плане будущие педагоги учатся определять психологический климат семьи, оптимальным образом искать выход из тех или иных кризисных ситуаций. Большое внимание уделяется проблеме супружеской совместимости, методам ее исследования, конструктивного формирования и технологии преодоления стрессовых ситуаций.

Третий раздел программы спецкурса — «Саморегуляция взаимоотношений в молодой семье». Он непосредственно посвящен проблемам становления молодой семьи, что вызывает особый интерес студентов. На конкретных примерах они учатся анализировать и последовательно разрешать нарастающие проблемы, обусловленные психологической несовместимостью в семье, находить эффективное разрешение многообразных жизненных проблемных ситуаций, причем как в своей собственной семье, так и в семьях своих будущих учеников.

Оригинальность и новизна спецкурса «Семьеведение» заключается в двусторонней направленности его целевых задач — профессиональной и личностно-ориентированной. Как показали специальные наблюдения и обследования, спецкурс имеет огромное профессиональное значение в интенсификации процесса подготовки учителя, способного ставить и последовательно решать проблемы работы с семьей.

Студенты педагогического колледжа — будущие учителя и социальные педагоги. Изучение такого курса дает им возможность более уверенно действовать во взаимоотношениях с семьей, в работе с родителями. Полученные теоретические и методические знания позволяют будущим педагогам фиксировать различные типы проблемных взаимоотношений внутри семьи: между родителями; между родителями и детьми, а также находить практический выход из обостряющихся проблемных ситуаций. Кроме того, студенты педагогического колледжа, будучи «включенными» в систему конкретных семейных отношений, рассматривая их под углом зрения задач изучения курса «Семьеведение», вырабатывают глубоко личностное отношение к проблеме. Наконец, все студенты — это будущие родители и супруги, и поэтому знание основ становления семьи, понимание ее возможных проблем, навыки моделирования различных вариантов разрешения конфликтов приобретают для них уникальный жизненно важный опыт.

На занятиях спецкурса используются такие формы, как лекционно-семинарские занятия, занятия-беседы, диспуты, интенсивные психологические погружения, индивидуальные консультации, методы театрализации, игрового моделирования. Часто используются тестовые задания, опросы, анкетирование. Студенты учатся методам диагностики, самодиагностики, обработки собранных фактических данных. В личностно-психологическом плане совершенствуют общение, регулируют настроение, корректируют самооценку и т.д. Все это активизирует у студентов интерес к занятиям, пробуждает познавательную активность, индивидуализирует профессиональное развитие.

Теоретические занятия проводятся чаще всего в виде лекций-бесед, лекций-диалогов с применением метода проблемного анализа фактического материала. Семинарские занятия посвящены обсуждению актуальных вопросов, выявленных в ходе самостоятельно проведенных микроисследований.

Программа спецкурса предполагает использование и других видов творческой учебной работы: проведение занятий-викторин, индивидуальных консультаций, игротехнических приемов организации учебного процесса. Итоговыми обобщающими занятиями по спецкурсу являются коллоквиумы или научно-практические конференции. Изучение курса завершается написанием студентами творческой методической разработки по исследуемым проблемам семьи и брака. Эта сторона учебного опыта становится исходной точкой для по-следующего развития методического мастерства будущих учителей в организации работы с родителями.

Анализ итогов опытно-поисковой работы со студентами показал, что эффективность обеспечивается, прежде всего, разнообразием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, его ориентацией как на профессиональные, так и на личностнозначимые интересы студентов — будущих учителей. Так, особым развивающим потенциалом обладают, на наш взгляд, занятия по игровому моделированию. В процессе обучения моделируется ряд таких проблемных ситуаций, как «Составление бюджета на первый месяц супружеской жизни», «Решение финансовых проблем молодой хозяйкой», «Прием нежданных гостей», «Планирование субботнего досуга», «Вечер после трудовых буден» и т.д. В ходе моделирования у студентов формируется проектировочное мышление, осваиваются основы системно-целевого анализа.

Театрализация. Этот метод предполагает анализ таких проблемно-бытовых ситуаций, как «Конфликт поколений», «В доме появился малыш», «Позднее возвращение», «Утренний кофе» и др. Здесь студенты учатся ролевому способу анализа процессуальности в развитии семейных отношений, овладевают техникой ретроспективного анализа проблемной ситуации и т.д.

Диспуты. Эта форма систематически применяется в течение всего курса, причем с постепенным усложнением спектра обсуждаемых вопросов. На обсуждение выносятся, например, такие темы: «У кого живем?», «Чьи родители ближе?», «Принимаем ли помощь родителей?», «Кому первая покупка?», «Кто главный финансист?», «Чьи интересы важнее?», «Меняем ли работу из-за супруга?», «Кто на кухне хозяин?». В плане диагностически-профессионального развития студентов эта форма наиболее показательна. Именно активное участие в обсуждениях разнообразных проблемных ситуаций обеспечивает динамику их профессионального роста.

Индивидуальные консультации. Данный вид работы со студентами достаточно часто бывает продиктован этическими соображениями. Так, у студентов в ходе обучения возникают вопросы, поиск ответов на которые требует именно индивидуально-дифференцированного подхода. Вместе с тем индивидуальные консультации используются в ряде случаев для выполнения конкретных учебно-исследовательских заданий: составления диагностических анкет, проведения констатирующих обследований и т.д. Это способствует созданию информационно-интеллектуальной насыщенности содержания спецкурса «Семьеведение».

В целом, опытно-поисковая работа в рамках данного спецкурса показала:

  • рост умения студентов осознанно использовать современный понятийно-терминологический аппарат относительно психолого-педагогической сущности анализируемой проблемной ситуации;
  • повышение самостоятельности студентов в поиске путей разрешения возникающих семейных проблем;
  • более глубокое понимание роли и возможностей совместной работы семьи и школы для эффективного решения воспитательных проблем;
  • способность студентов к интерпретации особенностей микроклимата в современной семье в контексте исторической ретроспективы;
  • умение студентов использовать и модифицировать имеющиеся тестовые методики в соответствии с конкретно решаемыми проблемами;
  • устойчивый рост профессионального интереса студентов к поиску оригинальных творческих форм проведения семейного досуга, как эффективного способа гармонизации межличностных и внутригрупповых семейных взаимоотношений.

Таким образом, опыт экспериментального преподавания спецкурса «Семьеведение» в НПК № 3 подтвердил нашу рабочую гипотезу о реальной возможности, в рамках данного курса, последовательно и целеустремленно преобразовать стихийно-бытовой уровень имеющегося у студентов опыта семейных взаимоотношений в качественно новое — профессиональное по своей сути — теоретическое психолого-педагогическое знание. Убедительным аргументом в пользу данной гипотезы стало для нас создание студентами индивидуальных программ своего профессионально-личностного развития. В этих программах с достаточно высокой степенью объективности фиксируется ими реальный уровень своего профессионального и личностного развития, при поддержке педагога ставятся достижимые теоретические, методические и личностно-развивающие задачи, определяются индивидуально-приемлемые пути их своевременного решения.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1993.
  2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). - М., 1996.
  3. Васильева А.К. Структура семьи. - М., 1988.
  4. Ганичева А.Н. Каким должен быть воспитатель-гувернер // Дошкольное воспитание.- 1995.- № 9.
  5. Голод С.И. Будущая семья: какова она? - М., 1990.
  6. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.
  8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.
  9. Семья глазами психолога. - М., 1995.
  10. Семья: традиции и современность. - М., 1990.
  11. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. - СПб., 1995.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети