Педагогические отголоски

Воспитание и обучение.
Ежемесячный педагогический листок.
№ 1. Январь 1889 г.

(Перепечатано в современной орфографии)

В последнее время все чаще и чаще слышатся нападки на современную среднюю школу и раздаются требования коренной реформы ее. Семья обвиняет школу в формалистике, в отсутствии сердечности и задушевности в отношениях к учащимся, общество обвиняет школу в неподготовленности, а часто и полной непригодности к жизни воспитанного этой школой молодого поколения, в его равнодушии к вопросам, волнующим общество, в неумении, а часто и нежелании поработать на пользу общества, и т.д. и т.д. Фундаментальная реформа средней школы — дело, по всей вероятности, не близкого еще будущего. Но есть у школы два пока почти неразлучные с нею спутника, очень и даже слишком хорошо знакомые семье, — отметки и экзамены. Они составляют только второстепенные, внешние, можно сказать, принадлежности современной школы, но сколько горя, сколько слез, несчастий и страданий вносят они в жизнь ученика и его родителей. Лишь только кончится дошкольный возраст ребенка, отметки и экзамены являются на сцену и, овладев ребенком, держат его под своим влиянием до последней минуты школьной жизни. Наши читатели не посетуют на нас, что мы познакомим их с двумя статьями, посвященными отметкам и экзаменам.

Г. Флеров, рассматривая в своей статье «Вред отметок в учебно-воспитательном деле» («Вестник Воспитания» 1897 г., № 5) отметки, это практикуемое школой средство для количественной и качественной оценки ученического труда, средство уведомления родителей о ходе учебных занятий их ребенка и средство контроля начальства над деятельностью преподавателя, приходит ко вполне отрицательным выводам. Отметочная система подрывает возможность применения начала индивидуализации в учебно-воспитательном деле, подрывает возможность теплых, сердечных, чисто-нравственных отношений между учителями и учениками; претензия же отметок оценивать проявления жизнедеятельности учеников, их мыслей, чувств и желаний, претензия измерить, взвесить и оценить при помощи пяти или двенадцати цифр думы, стремления и поступки человека — просто странна. Она вредит всем тем лицам, для пользы которых, по-видимому, существует: и ученикам, и их родителям, и преподавателям, и учебному начальству. Вреднее всего она отражается на ученике, на его чувствах, уме и воле и физическом здоровье. Отметочная система постоянно держит ребенка под давлением таких чувств, которые угнетают душевную деятельность его: страха, боязни, скуки, тревоги, скорби, грусти, ненависти, злобы, зависти, неудовлетворенности. «При взгляде на классный журнал, — говорит г. Флеров, — невольно вспоминаются слова Скупого Рыцаря:

«Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вон,

То был бы вновь потоп...».

Умственные силы ребенка, лишенного спокойного настроения духа, интереса к делу, руководства любящей и любимой души, подрываются, пытливость, интерес, увлечение наукой — глохнут, а постоянное извне приходящее подтягивание ученика при помощи отметки и страха не допускает выработки воли и сильного характера, поселяя трусливость и забитость, боязнь новых путей и оригинальности, отсутствие инициативы и выдержки. Развращая ребенка ложью, поселяя в нем вражду к товарищам и воспитателям, отметки подкашивают здоровье детского неокрепшего организма.

Что дают отметки детей родителям, наши читатели знают по собственному опыту: они не дают понятия о ходе занятий ребенка, а только случайную оценку случайного ответа, вызывая, однако же, иногда не подходящие, а иногда и вредные мероприятия со стороны родителей и изощряя детскую изобретательность в деле лжи и изворотливости. В этом отношении замечания учителя о недостатках и слабых сторонах ученика были бы гораздо целесообразнее: они не касались бы, а, следовательно, и не развращали бы хорошо учащихся, да и родители знали бы о своих детях поточнее, а потому хоть одной причиной было бы меньше для возникновения недоразумений между родителями и преподавателями и разобщенности между школой и семьею. «Будут ли входить древние языки в программу средней общеобразовательной школы или нет, — говорит г. Флеров, — недовольство общества нашею системою образования не прекратится: причина этого недовольств лежит глубже — в самом строе школы, бездушном формализме ее, одним из выражений которого является отметочная система».

Но попытки хоть немного ослабить владычество этой системы пока еще не увенчиваются успехом. В 1897 году начальники средних учебных заведений г. Петербурга ходатайствовали перед начальством об изменении существующей теперь системы выставления отметок. Они просили заменить обязательное ежедневное выставление отметок сообщениями родителям сведений не реже одного раза в две недели о неуспевающих учениках, с подробным обозначением, в чем именно успехи ученика оказались неудовлетворительны. Они говорили, что значение отметок до сих пор не одинаково понимается даже преподавателями, а потому со стороны родителей постоянно являются недоразумения, недовольство учебным заведением, неправильное отношение к детям; отнимая время от занятий, превращая значительную часть уроков в постоянный экзамен, отметки развивают в детях нежелательные чувства и устанавливают ненормальные отношения между учащими и учащимися. Ходатайство это было отклонено г. Министром Народного Просвещения.

Еще дальше в погоне за более нормальными отношениями семьи и школы пошли на одном из международных конгрессов для «содействия успехам общественных наук». «Вестник Воспитания» знакомит со статьей проф. Клейна, посвященной этому проекту — допущения родителей на школьные уроки. Родители таким путем познакомятся с лучшими педагогическими приемами и методами обучения, что принесет пользу в дошкольном воспитании и обучении и во внешкольных занятиях родителей с детьми; учителя будут лучше готовиться к урокам, педагогичнее обращаться с детьми; дети будут лучше учиться; учебники и учителя, предметы преподавания и его методы — предстанут на общественный суд, и школа скорее избавится от своих недостатков, скорее реформируется.

Теперь перейдем к экзаменам. Г. Роков в «Вестнике Воспитания» (1897 г., № 6) ставит вопрос: «Полезны ли экзамены, как дидактическое средство». Подробно рассмотрев это сжившееся со школой явление, он приходит к выводам совершенно отрицательным. Благодаря подготовке к экзаменам, говорят их защитники, достигается повторение всего пройденного и пополняются пробелы, образовавшиеся почему-либо в течение года. Но разве есть польза от такого повторения, какое теперь практикуется ежегодно перед экзаменами? «Вывод общих понятий, — говорит г. Роков, — определение руководящих идей, выяснение методов той или другой науки, и все это в той мере, какая соответствует силам учащихся, — вот что должно быть одной из главнейших целей общего повторения пройденных курсов. При таком условии оно, действительно, принесло бы большую пользу и развитию учащихся и их пониманию в области каждого предмета. Если же ограничиваться, как принято теперь, сплошным отзубриванием всего пройденного от начала до конца, без выпусков, сокращений и изменений, то нечего надеяться на что-нибудь большее, чем достижение знания на известный срок, по истечении которого оно вновь испарится. Повторите эту операцию даже не один, а хоть двадцать раз, и двадцать раз произойдет то же самое: голова наполнится, а потом опустеет до того предела, до которого она была пуста перед повторением. Мелочи, подробности, а также все то, что было плохо усвоено в течение года, просеиваются в памяти, как мука через решето; пожалуй, наполняйте решето снова и снова тем же содержимым, все равно в решете не останутся те частицы, которые свободно проходят через отверстия, а те, которые не проходят, не расположатся сами собою в стройном порядке; так не лучше ли потратить усилия на то, чтобы установился этот стройный порядок». Как средство контроля над успехами учащихся и преподавателями, экзамены тоже не выдерживают критики. Нет физической возможности переспросить мало-мальски серьезно во время экзаменов всех учеников учебного заведения по всем предметам и во всем их объеме. И экзамен, эта сложная длинная процедура, расстраивающая и учителей и учеников, взваливающая на них бремя усиленного труда, причиняющая тысячи волнений, превращается в пустую формальность. Применение же экзаменов, как средства контроля над преподавателями, ведет тоже ко вреду. Гораздо важнее наблюдать за ходом преподавания, чем проверять достигнутые успехи. «Раз от учителя требуют только того, чтобы его ученики знали положенный курс, и мало обращают внимания на то, как он этого знания достигает, — естественно ожидать, что он подобное же требование предъявит к ученикам и посредством имеющихся в его руках мер перенесет весь труд изучения курса на домашние занятия учащихся. Отсюда проистекают: неизбежное зло репетиторства, большой процент отсталых и неуспевающих, всякие обременения и переутомления».

И не прибегая к коренной ломке, изменяя только некоторые частности, школа могла бы до некоторой степени уменьшить отовсюду падающие нарекания на нее, могла бы уменьшиться хоть немного рознь между обществом и школой, между школой и семьей. Без взаимной помощи, без гармонии школы с семьей и обществом нельзя ожидать ничего хорошего.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети