Профессиональное мастерство социального педагога: сущность метода психолого-педагогической поддержки детей и подростков

 Известно, что профессиональная деятельность социального педагога чаще всего направлена на детей с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. Эти дети требуют особого подхода, в основе которого должна быть расположена модель психолого-педагогической поддержки конструктивных тенденций развития ребенка.
 

Психологи и педагоги, анализируя понятие «педагогическая поддержка», по-разному подходят к характеристике его содержания. Так, психолог А.Д. Андреева рассматривает психологическую поддержку как процесс. Она поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

О.С. Газман, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку, попавшему в проблемную ситуацию. При этом опора должна осуществляться прежде всего на собственные силы, возможности ученика.

Более общий подход к проблеме педагогической поддержки — у Т. Анохиной. Под ней она понимает «систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем), самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности». Анализируя семантический смысл поддержки, Т. Анохина подчеркивает, что это развитие самости, самостоятельности человека, то есть «поддерживается самодвижение». В рамках данной концепции социальный педагог не просто «подставляет плечо» ребенку в затруднительной ситуации, но и учит, по мнению Т. Анохиной, самостоятельно решать свои собственные проблемы, справляться с повседневными трудностями, предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.

Особое место поддержка (психологическая, педагогическая) занимает в медицинской практике. Лицами, поддерживающими проблемного ребенка, являются сначала врач-психотерапевт, затем — социальный педагог. В этом плане интересен подход к проблеме поддержки в экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальный психотерапевт является для ребенка своеобразной моделью позитивной творческой деятельности. Здесь идет ориентация на личностный рост, а не на собственно решение проблем. Отсюда техника работы с проблемными детьми — изучение себя (путешествие в себя), перевод динамики вовнутрь. Ребенка обучают пониманию себя и решению своих внутренних проблем.

Социальный педагог, включаясь в работу, разрешает с ребенком эту проблемную ситуацию и, исходя из внутренних особенностей ребенка, помогает найти оптимальные выходы. Через разрешение возникшей проблемы педагог подводит ребенка к развитию его личности.

Практический опыт показывает, что в реализации метода психолого-педагогической поддержки к ребенку имеет характер сложившегося общения с ним взрослых. В этом плане при реализации метода в общении необходимы конструкции типа «Я—сообщение». При реализации метода педагогической поддержки взаимоотношения взрослого и ребенка строятся без использования открытых и скрытых форм принуждения. Стиль отношений здесь должен быть понимающий, принимающий, помогающий.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети