В семье - одарённый ребёнок

В последние десятилетия в нашей стране все чаще уделяют внимание детской одаренности, изучая вопросы психолого-педагогического, обучающего, воспитывающего и диагностического характера. На протяжении многих лет к проблеме одаренности обращаются в своих трудах ученые, среди них Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, А. В. Петровский, А. И. Савенков и многие другие. Разные аспекты развития, обучения и изучения особенностей таких детей рассматриваются в их работах. К сожалению, литературы по этому вопросу в помощь родителям, у которых растет одаренный ребенок, существует не так много.
 
Рассуждая на эту тему, хочется задать вопрос: «А чем по своей сути отличаются такие понятия, как гениальный, одаренный, талантливый, способный, творческий, мастеровой?» Трактовок данных понятий в словарях существует множество, но все ли они достаточно полно раскрывают их суть? Каждый из нас имеет свои генетические корни и, значит, каждый по-своему гениален, талантлив, наделен каким-либо даром, способен творить, мастерить. Но когда приходит тот момент, который нельзя упустить, а необходимо создать определённые условия, благодаря которым этот дар сможет проявляться и развиваться, — кто должен это сделать?
 
Естественно в первую очередь это — семья. Но готовы ли родители? Они, как правило, хотят, чтобы их ребенок занимался в как можно большем количестве студий, кружков, секций, был одним из лучших. А в этом ли кроется секрет успеха? Попробуем рассмотреть, что необходимо знать любому родителю. Начнем с того, что поможет в определении меры одаренности ребенка. Параллельно перед родителями встанет вопрос: как преодолеть возникающие трудности в проживании и общении с ним, как сформировать его адекватную самооценку, как помочь ему адаптироваться в социуме?
 
В своей книге «Не стандартный ребенок» Владимир Леви, известный врач, психолог, писатель, дает прекрасные советы родителям, членам семьи и учителям по вопросам общения и воспитания ребенка. Умением чувствовать, слышать и наблюдать за ребёнком владеет далеко не каждый, и этому, по словам В. Леви, необходимо учиться.
 
Учебное пособие «Психология одаренности детей и подростков» (под общей редакцией Н. С. Лейтеса) знакомит нас с видами одаренности, включая художественную, дает, прежде всего, представление об умственной одаренности, ее характеристиках и показателях. Автор акцентирует внимание на сложности прогноза как начального, так и дальнейшего проявления возможностей ребенка. Он говорит: «“Одаренный ребенок”, “одаренные дети” следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчет в том, что это в значительной мере условные выражения» [3]. «Едва ли не главная трудность оценки признаков одаренности у ребенка состоит в том, что в них индивидуальное и возрастное выступает совместно в единстве» [3]. «Но остается ли у него это свойство как индивидуальная особенность и с наступлением зрелости?» [3]. «Неосновательным были бы утверждения о постоянстве ранних признаков одаренности» [3]. «Б. М. Теплов в связи с проблемой прогноза отмечал, что следует различать предвидение будущего масштаба свершений и оценку качественных особенностей дарований» [3].
 
Александр Ильич Савенков в своей статье «Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития» раскрывает особенности развития одаренного ребенка, охарактеризовав группу показателей. Автор подробно описывает каждый признак в отдельности. Прежде всего он выделяет любознательность как одно из ведущих свойств познавательной потребности, причем рассматривает это свойство в контексте формирования волевых усилий, определяя волю как «специфическую потребность — потребность преодоления» [5]. Сверхчувствительность к проблемам, познавательная самостоятельность (надситуативная активность), высокий уровень логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам (имеющим множество правильных ответов), оригинальность, гибкость и продуктивность мышления — эти показатели, по его мнению, взаимодополняют друг друга и являются ведущими качествами. Легкость ассоциирования, по словам автора, «может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации» [5]. Способность к прогнозированию определена автором как «редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу» [5], следовательно, и способность к оценке. Высокая концентрация внимания, отличная память дополняют данный список. Выделяя особенность склонностей и интересов у талантливых детей, А. И. Савенков отмечает их широту и при этом устойчивость и осознанность. Самостоятельность, социальная автономность, стремление к самоактуализации, эгоцентризм, лидерство, соревновательность — это те качества, которые, с одной стороны, способствуют формированию одаренного ребенка, а с другой — своим проявлением усложняют ребёнку жизнь, превращая одаренную личность в «белую ворону». По словам автора, такая характеристика, как перфекционизм (от англ. perfect совершенный), выделяет личность отличными от всех чертами характера и способами взаимоотношений с окружающими. Ребенок ставит перед собой высокую планку, чтобы педантично и кропотливо ее преодолевать, достигая совершенства по определенным для себя канонам интеллектуального, эстетического, нравственного порядка. Особенности эмоционального развития, творческое восприятие случайностей и конечно же юмор — это то, без чего нет проявления таланта.
 
Умение наблюдать и выявлять проявление указанных выше качеств у ребенка поможет родителям в определении меры одаренности детей. Способность творить, безусловно, дар природы, но кто, как не семья в содружестве со школой, должен этот дар беречь, холить и лелеять талантливого ребенка, сохранять и развивать его способности, помогать ему проявлять и совершенствовать их.
 
Примером совместной деятельности семьи и школы может служить интеллектуальная игра, проведенная среди учащихся начальных классов школ Центрального района города Новосибирска.
 
Навыки исследовательской деятельности способствуют развитию интеллектуальных способностей у ребенка. В самом широком смысле интеллект — это способность осознанно адаптироваться к окружающей среде. Вопрос, с какого возраста можно развивать эти способности, встал перед школой. Исследовательская деятельность учащихся начальных классов — миф или реальность? Опыт работы коллектива учителей начальных классов еще одно подтверждение тому, что это реальность. Не случайно А. И. Савенков в своей работе в первую очередь выделяет любознательность как одно из ведущих свойств познавательной потребности ребенка. «Интеллект — это путь к познанию», — писал Б. Шоу.
 
Проведя большую предварительную работу, учителя и семьи учащихся устроили настоящий праздник. Совместная деятельность по поиску информации по обозначенной теме, оформлению ее в знания, формированию навыков ориентации, концентрации усилий ребят, психологическая подготовка участников мероприятия способствовали его успешному проведению. Не мало внимания было уделено имиджу команд и их представлению. Методика проведения интеллектуальной игры соответствовала сензетивным возможностям и способностям детей данного периода развития. Предварительно по результатам конкурсов в каждой школе была определена группа участников из числа третьеклассников.
 
Представлять школу — большая ответственность, но волнение ничуть не помешало ребятам проявить смекалку, способность мыслить и эрудицию. Азартно и легко проходила игра. Варианты ответов и подходы к выполнению заданий были различными по характеру исполнения. Каждое задание было разработано учителем одной из школ участниц, команда этой школы в выполнении данного задания не участвовала, а учитель выступал в роли консультанта. Жюри было легко подводить итоги каждого этапа игры, так как авторы заданий подготовили тестовые ключи. Благоприятный психологический климат способствовал эмоциональному настрою участников игры. Немалую роль в этом сыграло выступление детей начальных классов школы № 156 с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла перед участниками интеллектуальной игры, которое оставило неизгладимое впечатление, о чем свидетельствовали бурные аплодисменты. Кульминацией мероприятия стало подведение итогов и награждение победителей и участников мини олимпиады-конкурса. Радость победы команда-победитель разделила с учителями и родителями. Праздник остался в душе каждого ребёнка.
 
Список литературы
1. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок [Текст] / В. Л. Леви. — М. : ЦПП, 1992. — 225 с.
2. Одаренные дети [Текст] / Пер. с англ. ; общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М. : Прогресс, 1991. — 136 с.
3. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
4. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / А. И. Савенков. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
5. Савенков, А. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития [Текст] / А. Савенков // Школьный психолог — 2004. — 8—5 августа. — № 30(316).
6. Международный конгресс по креативности и психологии искусства [Текст] : Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Малянова [и др.]. — Пермь : Администрация Пермской области ; Пермский государственный институт искусства и культуры ; М. : Смысл, 2005. — 355 с.
 
Мельникова И. Ю., заведующая кафедрой образовательных областей «Искусство» и «Технология» Новосибирского ИПКиПРО
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети