Проблемы реализации основных логодидактических принципов в практике обучения и воспитания детей с речевой патологией

 В статье раскрывается ряд проблем организации обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями в специализированных ДОУ на основе анализа курсовых работ логопедов и воспитателей логопедических групп, даются практические рекомендации, намечаются пути решения проблем.

Существенно важным в логопедической работе является понимание основных логодидактических принципов как устойчивых требований, исходных положений для успешного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Эти принципы были выдвинуты выдающимися учеными, стоящими у истоков отечественной логопедии (Р.Е. Левиной, Н.А. Власовой, М.Е. Хватцевым и другими), и развивались, уточнялись, систематизировались вместе с развитием целого ряда наук, включенных в межсистемные и внутрисистемные связи с логопедагогикой.

Принципы системного, комплексного, дифференцированного, деятельностного подхода, этиопатогенетический, онтогенетический, принципы развития, поэтапности, использования обходного пути, учета личностных особенностей являются теоретической основой для структурирования всего коррекционно-педагогического процесса, основой для выбора и построения общих и локальных логопедических технологий.

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования ежегодно организует и проводит курсы повышения квалификации воспитателей логопедических групп, учителей-логопедов, а также других участников образовательного процесса в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с нарушениями речи. Эти курсы имеют не только теоретическую, но и практическую направленность, что отражается, в частности, в итоговых работах слушателей. Богатый теоретический и практический материал курсовых работ позволяет обобщать передовой педагогический опыт и анализировать недостатки качества дошкольного специального образования детей с речевой патологией в городе Новосибирске и Новосибирской области.

Разнообразна тематика курсовых работ учителей-логопедов: «Механизмы нарушений моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи», «Система работы по развитию зрительного восприятия на логопедических занятиях», «Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией», «Специфика занятий по ознакомлению с художественной литературой в логопедической группе», «Развитие игровой деятельности детей-логопатов» и так далее. Широта сферы профессиональных интересов обусловлена принципом системности, предусматривающим необходимость коррекционно-педагогического воздействия не только на нарушенную сторону речи, но и на всю систему речи в целом, на все виды психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения ребенка с речевой патологией. Научная эрудированность логопеда позволяет придать занятиям комплексный, интегрально-личностный характер. Однако практический материал, представленный в курсовых работах, показывает, что логопеды часто неверно расставляют акценты при определении конкретных задач занятий. Приведем пример типичной ошибки плана логопедического занятия (из приложения к курсовой работе логопеда).

Тема занятия: «Зима».

Цели занятия: активизировать словарь прилагательных на основе уточнения знаний детей о качествах и свойствах объектов неживой природы; развивать фразовую речь; воспитывать внимание, наблюдательность, развивать мышление.

Запланированные по ходу занятия речевые задания (построение сложносочиненных предложений с противительным союзом, подбор слов по признакам семантической и грамматической сочетаемости) носят сопутствующий характер. Основным содержанием является не речевая, а чувственно-практическая деятельность детей (наблюдение, опыты со льдом и снегом). По сути, это занятие воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, познавательное занятие, на котором создается база для усвоения детьми материала логопедического занятия. Логопед же в первую очередь решает речевые задачи, опираясь на прошлый опыт детей. Эти задачи формулируются конкретно. Тематика также должна отражать характер занятия. Например:

Тема занятия: Сложносочиненные предложения с противительным союзом.

Цели занятия: формировать навык правильного построения предложений с союзом «а»; закреплять умение сочетать слова в

предложении по семантическим и грамматическим признакам; развивать умение сравнивать, находить различия; воспитывать внимание, наблюдательность.

Совместная работа воспитателя и логопеда особенно сложна в группах для детей с общим недоразвитием речи. Этой проблеме посвящена серия статей 
Н.Л. Крыловой [2, 3, 4, 5].

Подчеркивается, в частности, роль воспитателя в проведении словарной работы. Для усвоения детьми денотативного компонента лексического значения слова (его предметной отнесенности) необходимо развивать сенсорную базу. Воспитатель использует для этого общеобразовательные занятия и ситуации повседневной жизни. Кроме того, воспитатель закрепляет в ходе коррекционно-воспитательной работы те умения и навыки, которые получены детьми на логопедических занятиях, тренирует навыки правильного употребления слов. Работа над словом, проводимая логопедом, глубоко специфична. В ходе речевых упражнений логопед формирует концептуальный (понятийный) компонент лексического значения, уточняет семантическую структуру слов, включая их в лексико-семантические парадигмы и синтагматические связи.

Еще более специфична работа по устранению аграмматизма у детей с речевой патологией. Эта работа планируется и проводится логопедом и включается в коррекционно-воспитательную работу в группе только по заданию логопеда. Учитывая сложность механизмов усвоения детьми с общим недоразвитием речи грамматических обобщений и противопоставлений, а также условия, при которых формирование грамматического строя речи у таких детей может проходить наиболее успешно, логопед планирует пропедевтическую, сопутствующую и закрепляющую работу воспитателя. Пропедевтика заключается в формировании и развитии когнитивных функций, так как становление грамматического строя осуществляется лишь на основе определенного уровня общего развития ребенка. В ряде случаев целесообразно организовывать в группе предварительную работу по развитию понимания детьми значений тех или иных грамматических форм и категорий (например, категории числа имен существительных, определенных падежных форм, пространственных предлогов). Такая работа проводится воспитателем на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по изобразительной деятельности и конструированию, а также в ходе разных видов деятельности вне занятий. Закрепление лексико-грамматических конструкций планируется воспитателем на занятиях по развитию речи и в других видах коррекционно-воспитательной работы [2]. Задачи этого направления работы воспитателя заключаются не в «обучении» и «формировании навыков» (это задачи логопеда), а в «создании условий для практического усвоения», «упражнении в использовании», «закреплении». В курсовых работах воспитателей логопедических групп часто встречаются следующие формулировки задач занятий по развитию речи: «научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами», «учить изменять по родам имена прилагательные» и так далее. Это не верно ни по форме, ни по содержанию.

Такая ошибочная постановка задач по развитию речи связана, в частности, с тем, что большинство воспитателей логопедических групп не имеют специализации в области коррекционной педагогики, а опираются на опыт работы в общеобразовательных группах ДОУ, где вся работа по развитию речи проводится воспитателем. Специальное дошкольное образование строится по особым организационным принципам, один из которых — «перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами» [6]. Это касается и занятий по подготовке к обучению грамоте, которые в группах для детей с общим недоразвитием речи проводит логопед.

Именно логопед планирует и осуществляет работу по развитию дифференцированного фонематического восприятия, по формированию навыков звукового анализа и синтеза, других видов языкового анализа, обучает детей элементам грамоты на специальных занятиях. Нарушения фонематического восприятия у детей с различной речевой патологией (дислалией, дизартрией, ринолалией, алалией) при внешне сходной симптоматике обусловлены различными механизмами. Логопедическая работа строится с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения (этиопатогенетический принцип) определяется адекватное структуре дефекта содержание, осуществляется дифференцированный подход.

Курсовые работы воспитателей на темы: «Развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи», «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе» — и подобные им зачастую содержат описание общего содержания логопедической работы (из «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием») или мозаику из элементов разных методик обучения грамоте детей до-школьного возраста, не имеющих речевых нарушений. Ведущая роль квалифицированного логопеда в подготовке к школе детей с особыми образовательными потребностями (логопатов), опора на основные логодидактические принципы в этой работе позволяют избежать привнесения случайных, научно необоснованных, ярко-рекламных, нередко просто вредных приемов и средств в коррекционно-педагогическую работу.

Профессионализм воспитателя логопедической группы проявляется в разработке инновационных форм, методов, приемов закрепления навыков, формируемых логопедом, в творческом подходе к осуществлению тех направлений работы, которые наряду с логопедическими занятиями готовят детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи к усвоению грамоты в школе.

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций у детей с различной речевой патологией, логопеды отводят значительную часть своих занятий специальным упражнениям по развитию не только артикуляционной, но и пальцевой моторики. В курсовых работах учителей-логопедов можно встретить описания различных методик коррекции моторной сферы, дидактических пособий, которые используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Это необходимая часть логопедической работы, но она не должна составлять основного содержания логопедического занятия. Принцип комплексного подхода заключается в том, что коррекционно-логопедическая работа осуществляется совместно разными специалистами, разными средствами, в разных условиях. Особенно актуально это для специальных (коррекционных) ДОУ, где развитием моторной сферы детей-логопатов занимаются:

  • воспитатели на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и вне занятий (в ходе режимных моментов, игровой и предметно-практической деятельности детей);
  • медицинские работники (массаж, лечебная физкультура);
  • инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель (физкультурные, музыкальные, логоритмические занятия).

В логопедические занятия упражнения по развитию моторики включаются как динамические паузы. Кроме того, решение основной речевой задачи может быть связано с сопутствующими пальцевыми играми и упражнениями.

Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией требует применения ряда мероприятий, направленных на коррекцию не только речевых нарушений, но и расстройств вторичного порядка, к которым относится нарушение становления высших психических функций. В курсовых работах можно встретить диагностические и прогнозирующие суждения логопедов по поводу неречевых навыков, умений, способностей, психических процессов, состояний, мотивов, интересов, черт личности, особенностей поведения детей-логопатов. В качестве оценки результатов логопедической работы приводятся такие, например, критерии, как повышение работоспособности, развитие памяти, реабилитация поведения. Действительно, реализация задач психокоррекционной работы в специальных (коррекционных) ДОУ для детей с нарушениями речи предполагает участие в такой работе разных специалистов, в том числе и логопедов, и воспитателей, и медицинских работников. Однако в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии « ...психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения» [7]. Это Типовое положение распространяется на компенсирующие (логопедические) группы детских садов комбинированного вида.

Анализ опыта практической работы психологов с детьми-логопатами в условиях ДОУ показал, что наиболее оптимальным вариантом является сочетание двух форм работы: специальных занятий по коррекции нарушений восприятия, мышления, памяти, внимания и отдельных заданий, включаемых в ежедневные занятия воспитателя, логопеда и других специалистов. В тематическом плане такие задания соотносятся с программой логопедической, коррекционно-воспитательной и общеразвивающей работы.

Планирование работы специальных (коррекционных) ДОУ с учетом принципа комплексного подхода относится к функциям управления. Разработка системы прочных, научно обоснованных горизонтальных и вертикальных связей между специалистами, четкое распределение функций, задач, программного материала между педагогами, воспитателями, психологами, медицинскими работниками значительно повышают эффективность и результативность коррекционной работы.

Разрабатывая пути решения проблем реализации основных логодидактических принципов в системе специального дошкольного образования, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии предполагает

  • проводить и в дальнейшем курсы повышения квалификации не только учителей-логопедов и воспитателей, но и музыкальных руководителей, психологов, старших воспитателей, а также заведующих детскими садами компенсирующего вида и комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие (логопедические) группы;
  • осуществлять дифференцированный подход к повышению квалификации работников специального до-школьного образования: предусмотреть организацию и проведение курсов, в ходе которых уточняются базовые знания, обобщается начальный опыт работы (базовые курсы для воспитателей логопедических групп, курсы для начинающих логопедов и т.д.), и курсов по специализации;
  • руководить стажировками (научными работами) по темам, разрабатываемым в специализированных дошкольных учреждениях города Новосибирска и Новосибирской области.

Литература

  1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1995. - № 1.
  2. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. - 1978. - № 1.
  3. Крылова Н.Л. О коррекционной работе логопеда и воспитателя на материале занятий по счёту // Дефектология. - 1980. - № 4.
  4. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. - 1985. - № 2.
  5. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. // Дефектология. - 1989. - № 4; 1991. - № 1.
  6. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.,2000.
  7. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник образования. - 1997. - № 6.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети