Внеклассная и спортивно-массовая работа в селе

 Одним из главных критериев здорового общества является состояние здоровья людей, особенно детей и подростков. Считается, что состояние здоровья человека на 70% зависит от образа жизни, на 15% от наследственности, на 8—10% от состояния окружающей среды и на столько же от медицины. Очевидно, что главное внимание следует сосредоточить на образе жизни общества, семьи, ребенка. Здоровье создается и в семье, и в школе. Современный человек может многое восполнить из того, что недодала ему природа, или исправить ее ошибки. Чтобы научить ребят всем премудростям здорового образа жизни, нужно прежде всего внедрение физической культуры, основными направлениями которого должны стать: воспитание привычек и потребностей в систематических занятиях физической культурой; широкая просветительская работа среди педагогической и родительской общественности; критерии оценки деятельности школы по показателям состояния здоровья учащихся; формирование осознания престижности здоровья; расширение и укрепление материальной базы для занятий физической культурой; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий; внедрение активных форм, средств обучения в процессе физического воспитания; организация и проведение соревнований, экскурсий, конкурсов, спартакиад. Поскольку физкультурно-массовая работа имеет особое значение в гармоничном развитии школьника, я подробнее остановлюсь на организации работы в Чупинской средней школе.
 

Внеклассная спортивно-массовая работа со школьниками и молодежью села проводится на базе Чупинской средней школы — центра воспитательной работы села. Основной задачей внеклассной работы является пропаганда и популяризация физической культуры и спорта. Цель этих мероприятий — приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, укрепление здоровья, рациональная организация досуга, эффективное использование занятий в целях предупреждения правонарушений, то есть работа с проблемными подростками. Опыт моей работы показывает, что при использовании только нормативных часов по физической культуре трудно добиться результатов при дифференцированном подходе к обучению, так как учащимся требуется разное время для усвоения тех или иных двигательных навыков и умений. Особенно катастрофически не хватает времени на уроках для организации слаженной спортивной команды, игра в которой позволяет наиболее эффективно решить задачи по обучению быстроте реакции, принятию решений, действий в коллективе. Добиться положительных результатов в этом направлении можно только при широком применении внеклассной работы с учащимися и молодежью села. Особенно это касается малокомплектной сельской школы, где число учащихся в классе не позволяет сформировать иногда даже половину команды игроков. Поэтому я подразделяю физическую подготовку на два уровня:

 
  • первый уровень — обязательный минимум, доступный большинству учащихся;
  • второй уровень — подготовка к дальнейшему физическому развитию (подготовка разрядников, выявление сильнейших учащихся, участие в районных соревнованиях).

Организация внеклассной работы в селе с привлечением работающей молодежи позволяет формировать спортивные команды и организовывать полноценные спортивные соревнования. Учащиеся получают навыки и умения, которые позволяют им соревноваться на различных уровнях, получают уверенность в себе и своих сипах. Важно отметить, что это не только одаренные в спортивном смысле дети, а именно те самые проблемные дети, которые требуют не только спортивной работы, но и воспитательной. В спортивных секциях занимается 70 учащихся, что составляет 50%, из 11 проблемных детей 10 занимаются у меня. Эти дети с удовольствием посещают спортивные секции, и, хотя они не добиваются высоких спортивных результатов, занятия в группе позволяют вырабатывать чувство ответственности и своей востребованности в коллективе. Особенно мощным мотивационным фактором является участие в игре за команду села, что, несомненно, поднимает авторитет ребенка среди окружающих и является дополнительным стимулом для занятий спортом. На протяжении последних пяти лет в нашем селе традиционно проводятся различные спортивные состязания и спартакиады села среди производственных коллективов, молодежи и школьников. Все проводимые спартакиады отличаются друг от друга по количеству и составу команд, по видам спорта. Например, IX Спартакиада села включала в себя 14 видов (мини-футбол, волейбол, метание дротиков, жонглирование мячом, метание гранаты, подтягивание на перекладине, стрельба из пневматического пистолета, городки, прыжки в длину с места и др.) и проходила в течение десяти дней. Спартакиада села, посвященная 10-летию стадиона «Надежда», прошла в августе 2000 года и включала в себя нетрадиционные виды соревнований. На празднике присутствовало районное телевидение, была оформлена выставка спортивных достижений, книга школьных рекордов, стенды с фотографиями и кубками (у нас их 31), с заметками из районной газеты. И праздник получился на славу. В программу были включены такие виды, как ходьба на ходулях, армейский лабиринт, техническая езда на тачке, метание копья, буксировка автомобиля с помощью каната, стрельба из лука и другие.

За пять лет мы провели 12 сельских спартакиад, и хочу отметить, что в этих соревнованиях важны не столько спортивные результаты, сколько сама атмосфера массовости и общения, хотя возраст участников был самый разный. Такие мероприятия интересны, привлекают много болельщиков, поднимают физический и моральный дух.

Внеклассная спортивно-массовая работа со школьниками и молодежью села в течение многих лет принесла положительные результаты. Чупинские спортсмены активно выступают на районных и областных соревнованиях и добились высоких результатов. С 1987 года команда по волейболу занимает только призовые места и становилась победителем 58 раз в различных соревнованиях. С 1983 по 1990 гг. команда нашего села по хоккею с шайбой завоевала 13 кубков и стала 32-кратным победителем районных соревнований. Футболисты с 1994 года по 2000 гг. 14 раз становились победителями районных соревнований. Городошники села Чупино занимаются всего два года, и в 2000 году в г. Линево на XXV Сельских летних областных играх заняли 3-е место. Эти результаты подтверждают, что работа дает положительные результаты.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети