Мы верить в успех никогда не устанем! В последнее десятилетие отмечается активное инновационное движение в образовательных учреждениях района, получившее развитие в результате тесного взаимодействия науки и практики, что позволило в большей степени реализовать творческий потенциал педагогических коллективов, вывести экспериментальную работу на уровень ее осознания, но что более важно, планирования и организации эксперимента.
Работа методической службы была направлена на творческое осмысление ОУ передового педагогического опыта, новой системы образования, в которой главное звено — личность ребенка. Чрезвычайно важно было определить стратегию и практические меры поддержки существующей системы образования района, ее эффективного функционирования и дальнейшего развития: распространение идей развивающего обучения в начальной школе; внедрение разных подходов к проблеме дифференцированного обучения; отработка новых моделей школ как учебно-развивающих систем; включение в исследовательскую деятельность отдельных учителей и педагогических коллективов. В результате сотрудничества науки и практики разработаны новые модели образовательных учреждений, содержание которых представлено в концепциях, программах развития, технологиях управления. Новый статус получили 8 из 12 ОУ района, в разные годы за последние пять лет успешно прошедшие аттестацию и аккредитацию. Образовательные учреждения района значительно продвинулись в развитии вариативного образования в рамках своего статуса. Гуманизация образования, ставящая в центр педагогической деятельности личность ребенка, является одной из важнейших проблем педагогики и школьной практики. Районная научно-методическая конференция «Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление» (март, 1999 г.) позволила рассмотреть на системном уровне сущность понятия «качество образования» в современных условиях развития образовательных систем. Ученые Москвы, Новосибирска и педагоги района обсуждали актуальные вопросы качества образовательной среды и деятельности педагогов, обменивались мнениями по проблемам интеграции, гуманизации, экологизации образования как показателях качества образования. Естественным продолжением совершенствования научно-методического видения проблем современного образования явились научно-практические конференции «Проблемы воспитания учащихся в современной системе образования» (август, 1999 г.), «Личность ребенка в образовательной технологии начальной школы» (ноябрь, 1999 г.), «Развитие ребенка в системе дошкольного образования» (январь, 2000 г.). Особое место занимают «Рождественские образовательные чтения» — конференции гуманитарного цикла. Обновление содержания образования на философских и культурологических традициях России, формирование этнокультурной компетентности учителя, обмен опытом в системе духовно-нравственного воспитания учащихся — далеко не полный перечень проблем, обсуждаемых педагогами в ходе этих чтений. Существенный импульс для дальнейшего развития системы образования дал районный смотр методической работы «Организация учебного процесса, методической, научной, экспериментальной, опытно-исследовательской работы в школе» (январь, 1999 г.). Научно-методический совет, независимая экспертиза высоко оценила деятельность, уровень управленческой и педагогической культуры руководителей и педагогов. Дипломами различных степеней отмечены проекты, идеи развития и внедрения организационно-управленческих моделей школ № 4, 54, 79, 156, ОСОШ № 17, ШРТК «Васюганье» ДДиЮТ, ХЭШИ «Весна» и отдельных педагогов за реализацию авторских программ, технологий. В феврале этого года подведем итоги районного смотра методической работы профессиональных объединений педагогов. В октябре 1999 года 11 проектов стали победителями I тура городского конкурса инвестиционных проектов на выставке «Инвестиционный потенциал города Новосибирска на рубеже XXI века». Среди победителей — РИМЦ, гимназия № 1, школы № 4, 79, 156, ОСОШ № 17, ШРТК «Васюганье» ДДиЮТ, Школа-сад № 60, «Диалог», ДОУ № 34, ХЭШИ «Весна». Во втором туре конкурса Большой золотой медали удостоены проекты школы-сада № 60 «Фитодизайн как метод реабилитации, коррекции и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья» (авторский коллектив под рук. Т.В. Воронецкой), открытой сменной школы № 17 «Открытая сменная общеобразовательная школа как педагогическая система реадаптации учащихся» (авторы Монаенкова З.М., Лондон Д.М.). Малой золотой медалью отмечен проект ШРТК «Васюганье» ДДиЮТ «Возрождение традиционной культуры, нравственности и духовности в условиях системного обучения» (автор Байтуганов В.И.). Девять проектов и восемь работ в номинации «Ребенок в искусстве» удостоены дипломов Сибирской ярмарки «УчСиб—2000». Какие бы ориентиры ни выдвигались сейчас в сфере образования, какие бы идеи ни провозглашались в программах школ, пожалуй, всех педагогов, теоретиков и практиков объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения. Остановлюсь на некоторых частных, но не менее от этого важных идеях обновления — педагогических идеях. Развивающее обучение. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В свое время потребовалась оперативная помощь учителям начальных классов в выборе системы, технологии, в освоении идей развивающего обучения. Специальные курсы повышения квалификации (Москва, Омск, Новосибирск), создание районного занковского Центра на базе школы № 54 (филиал «Начальная школа»), система семинаров, творческие группы, объединяющие всех желающих заниматься этой проблемой, позволили не только освоить идеи ученых, но и осмыслить в процессе самоанализа свой опыт и адекватно оценить его с целью дальнейшего развития, при этом не растеряв своей индивидуальности. Практически все образовательные учреждения района работают над созданием адаптивной школы, школы — для всех. А для того, чтобы преодолеть психологическую неготовность детей к школе, поднят уровень развития когнитивной сферы ребенка, создаются группы раннего развития. Учителя и воспитатели используют методическое пособие Ядрихинской И.Е., канд. пед. наук, доцента НГПУ , «Обучение и развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста», пособие Твердяковой Л.Г., учителя высшей квалификационной категории, отличника народного просвещения РФ, по работе с детьми 5—6-летнего возраста (гимназия № 1). Наиболее эффективно работают группы при гимназии № 1, школе № 99. Складывается система работы с группами раннего развития в школах № 4, 54, 79, экономическом лицее, ДОУ № 42, 117, 376, 368, 484. Восемь классов в гимназии № 1, школе № 12, экономическом лицее работают по системе Эльконина-Давыдова, двадцать четыре — по системе Л.В. Занкова. Введены новые предметы: риторика, детское философствование, экономика, эстетика, история искусств, этика, право, валеология; апробируются авторские технологии, интегрированные курсы: «Литература и искусство» (школа № 79), «Экологическая направленность уроков природоведения» (школа № 12), «Математика и конструирование» (школа № 4, 79), изо и художественный труд в большинстве школ района. Осваиваются альтернативные учебники по математике и литературному чтению. В каталоге, изданном РИМЦ, представлены более 250 аннотаций на управленческие и педагогические технологии, скорректированные программы, а также авторские учебные пособия, изданные в гимназии № 1, экономическом лицее, школах № 29, 156, ХЭШИ «Весна». В наметившихся положительных тенденциях общей организации жизни начальной школы и дошкольного детства ведущая роль принадлежит методистам РИМЦ Н.В. Сидоровой, отличнику народного просвещения, методисту высшей квалификационной категории, и Команды гимназии № 1 традиционно занимают места в пятерке лучших команд города, ежегодно представляют город на всероссийских олимпиадах, нередко входят в состав национальной команды России для участия в международных олимпиадах, имеют призовые места. По отдельным предметам на региональных олимпиадах чаще всего выступают и воспитанники экономического лицея, школы № 12. Команда школы № 4, участвуя в международном конкурсе-игре «Кенгуру—2000», продемонстрировали хорошие результаты, 8 учащихся 4—7 классов отмечены дипломами, команда школы № 156 заняла первое место в региональных соревнованиях по экономике в городе Москве на «Кубок МЭШ—2000», первое место в региональном конкурсе «Законы жизни». Ежегодно звание дипломанта, призера районной научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» получают свыше 50% ее участников, лауреатами городской конференции НОУ «Сибирь» становятся до 25% от всего состава участников по городу и до 80% от всего состава команды района. Звание дипломантов «Золотой лиги» — авторов самых интересных научных исследований — за последние два года получили 14 воспитанников района — это 20% от всех участников по городу (гимназия № 1, экономический лицей, школы № 12, 54, «Диалог»). Анализ состояния опытно-экспериментальной работы в школе как одного из важнейших направлений реализации методического потенциала позволяет говорить о «приросте» отдельных составляющих методического потенциала, наличии уникальных методических, новаторских разработок в работе с одаренными детьми. Учебно-методический комплекс педагога дополнительного образования ХЭШИ «Весна» Натальи Николаевны Карповой «Каждый ребенок талантлив» представляет уникальную методику формирования художественно-творческого развития детей по работе с природным материалом. В основе — концепция личностно-ориентированной педагогики. Она органично интегрирует образовательные области «Искусство», «Культурная антропология», «Духовная антропология». Концепция возрождения традиционной культуры в условиях системно-организованного обучения, пакет оригинальных документов, разработанные руководителем Школы русской традиционной культурой «Васюганье» ДДиЮТ В.И. Байтугановым и научным руководителем Школы Л.И. Боровиковым, проректором НИПКиПРО, канд. пед. наук, отмечены дипломом лауреата в районном смотре методической работы, медалями международной «Сибирской ярмарки». Нетрадиционные формы организации образовательного процесса. Эта идея вывела нас на новую форму сотрудничества — профессиональный конкурс «Урок года», ставший доброй традицией нашего района. Конкурс проводится с 1996 года. В нем участвовали уже 96 учителей русского языка и литературы, истории, химии и биологии, географии, математики и начальных классов, физики и физической культуры. Анализ, обсуждение уроков, проводимых в рамках конкурса, позволяет нам оценить практический опыт, его теоретическое осмысление, качество дидактической системы педагогов. В то же время выявляются определенные резервы, обеспечивающие дальнейший рост научного и профессионального мастерства педагога. Нам, организаторам конкурса, придает уверенность оценка нашей деятельности, показателем которой является участие в конкурсах руководителей образовательных учреждений. В числе победителей и призеров районного конкурса «Урок года» — Л.И. Косьяненко, директор школы № 99, заслуженный учитель РФ, З.И. Дмитриенко, директор филиала «Начальная школа» № 54, отличник народного просвещения, Для нас было очень важным мнение члена жюри Ю.В. Шатина, доктора филологических наук, профессора НГПУ, сделавшего свои выводы и на материале конкретных уроков литературы, и на более общем видении места филологии в школьном преподавании: «Без всякой натяжки можно сказать, что учителя Новосибирска по этой позиции уверенно держат одно из первых мест в России, а конкурс Центрального района показал эту тенденцию со всей очевидностью» («Педагогическое эхо»). Наши педагоги и коллективы с интересом участвуют в различных профессиональных конкурсах: «Учитель года», «Классный руководитель года», «Воспитатель года». За последние пять лет 12 педагогов стали призерами и дипломантами городского конкурса «Учитель года». Победителем районного конкурса «Классный руководитель года—98», победителем городского и дипломантом Всероссийского конкурса «Учитель года—99» стала учитель истории гимназии № 1 И.А. Литвин. Неоднократными лауреатами Всероссийского конкурса «Школа года» стали педагогические коллективы гимназии № 1, школы № 4, 29, 99, экономического лицея (дважды), ДДиЮТ (дважды), ХЭШИ «Весна» (трижды), лауреатами конкурса «Детский сад года» — ДОУ № 117, 486, диплома «Школа века» удостоены образовательные учреждения: школа № 4 (директор А.Р. Боярская, заслуженный учитель РФ), ДДиЮТ (директор Л.И. Мандыч, отличник народного просвещения), ХЭШИ «Весна» (директор О.К. Грузинцева, отличник народного просвещения). В районе получают развитие такие формы передачи опыта, как мастер-класс, творческая мастерская руководителя, учителя. Осмысленность своего профессионального опыта, его системная проработанность, выверенность до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному результату, характеризуют и отличают Л.А. Кравченко, О.А. Моисееву (школа В современных условиях учитель имеет большие возможности для профессионального самосовершенствования и творческого роста. Известно, что одним из источников профессионального роста педагога выступают знания психологии ученика. Верно сказал К.Д. Ушинский, что «прежде, чем ребенка воспитать во всех отношениях, его надо изучить во всех отношениях». Чтобы успешно учить детей, учителю надо знать и психологические закономерности процесса обучения. Анализ проблем и затруднений в работе педагогов высветил главные из них, на основе которых были определены формы и методы повышения квалификации на базе РИМЦ: психолого-педагогические семинары, тренинги, «круглые столы», деловые игры, конференции. Опыт работы образовательных учреждений района — гимназии № 1, школы № 4, 79, экономического лицея, школы-сада № 60 «Сибирский лучик» — был представлен на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогического обеспечения образовательных программ» (февраль, 1998 г.). Повышению престижа и значимости, выявлению лучшего опыта работы психологических служб ОУ был посвящен районный конкурс профессионального мастерства «Психологическая служба года—99», лучшими были признаны психологические службы школы Прочно входят в жизнь нашей школы информационные технологии. Целенаправленная работа по информатизации управления образованием началась в 1995 году с создания информационно-методического центра. Успешная апробация технологии «Совершенствование работы ИМЦ с использованием компьютерных технологий» позволила создать действующую модель информационной инфраструктуры отдела образования, которая на протяжении последних четырех лет внедряется в образовательные учреждения района, замыкая их в единое информационное пространство управления образованием района. Создание материально-технического обеспечения представляется наиболее простой задачей. Методические аспекты функционирования образовательной сети проработаны значительно меньше, и решать эти проблемы значительно сложнее. В РИМЦ ведет эту работу специалист с техническим образованием О.А. Алейникова, успешно защитившаяся в 1999 году на высшую педагогическую квалификационную категорию, разработала официальный образовательный сайт района
Использование телекоммуникаций для поддержки совместной учебной работы школьников разных стран позволяет естественно внести в школу новые компоненты содержания образования, так необходимые для подготовки и воспитания «жителя информационного века». Семьдесят процентов образовательных учреждений, имея электронную почту, предоставляют возможность учащимся и педагогам получать дистанционное образование, участвовать в различных телекоммуникационных проектах. Первыми в Новосибирске в 1998 году стали участвовать во всероссийских телекоммуникационных викторинах по различным учебным предметам учащиеся и педагоги экономического лицея, затем к ним присоединились творческие коллективы учащихся и педагогов гимназии № 1, 54, 156. Материалы I районного и первого в городе Новосибирске конкурса WEB-страниц представлены в Internet на сервере областной образовательной сети, многие из этих работ отмечены дипломами Сибирской ярмарки «УчСиб» в 1999 и 2000 годах. Недавно подведены итоги районного этапа международного телекоммуникационного проекта «Учительские находки» на лучшую методическую разработку урока с использованием компьютерных технологий. Разработки победителей Несомненной удачей является разработка РИМЦ (авторы Алейникова О.А., Ложанина С.П., методист-библиограф РИМЦ) электронного тематического каталога «Периодика», в котором хранятся ссылки на 6500 статей, опубликованных в периодической печати за последние 4 года. Используя каталог «Периодика», вы сможете:
В РИМЦ предпринята попытка использования новых технологий сбора, хранения и обработки информации, оцифровки видеоматериалов при издании районного журнала «ИМиДЖ» (Информационно-Методический и Дидактический журнал). По нашему мнению, «ИМиДЖ» — это эффективнейший механизм саморазвития педагогической среды. Заинтересованное коллективное представление образовательно-воспитательного процесса, реальная возможность самовыражения неизбежно побуждают индивидуально каждого учителя к повышению своей квалификации и мастерства. На страницах журнала щедро делятся опытом работы и творчества педагоги разных по статусу учебных заведений, публикуются образовательные новинки, ведутся дискуссии. К сотрудничеству в журнале приглашаются педагоги, управленцы различных уровней, ученые, методисты города, области и как «Гости номера» — представители других регионов России. В эти годы на этапе формирования новой системы образования большую помощь и поддержку оказывает администрация Центрального района. Анализ педагогической деятельности учителей, творческих работ учащихся служит основанием для разработки системы мер, направленных на продолжение диагностического исследования, на организацию специальных семинаров, практикумов по проблемам дидактики, по теории и практике развивающего обучения, по анализу новейших отечественных и зарубежных педагогических концепций, по использованию форм и методов психолого-педагогической направленности деятельности учителя, руководителя. Наша педагогическая действительность всякий раз требует новых подходов в организации методической службы района. Творческая практика подскажет, каких! Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |