Фрагменты учебного пособия ''Сибиреведение'' В сложной, противоречивой ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своего края представляется крайне необходимым и важным. Обновление России невозможно без ее духовного возрождения, что в свою очередь немыслимо без восстановления связи времен, без развития патриотических чувств, включающих и любовь к своей малой родине.
В 1999 г. мною разработано учебное пособие по истории Сибири «Сибиреведение» для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Актуальность разработки данного учебного пособия состоит в том, что оно призвано помочь решить проблемы регионального компонента в области исторического образования. Региональный компонент вводится в базисные планы на территории Новосибирской области в соответствии с законом «Об образовании» (ст. 14, 29). Учебное пособие предназначено для работы с учебником Ф.С. Кузнецовой «История Сибири. 7—8 кл. Часть 1». Отдельные уроки данного учебного пособия предусматривают работу с учебником А.С. Зуева «Сибирь: вехи истории». Пособие по истории Сибири разработано на основе технологии «Развитие критического мышления учащихся», реализуемой в рамках международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». Задания, помещенные в учебном пособии, рассчитаны на активизацию познавательного интереса у восьмиклассников, развитие у них способностей к критическому мышлению. Учебное пособие поможет учителю построить урок в соответствии с требованиями современной гуманистической педагогики, сделать ученика не объектом обучения, а субъектом образовательного процесса. Набор интерактивных методов и приемов, разнообразные типы заданий позволят учащимся реализовать возможность выбора форм своей деятельности, следовательно, почувствовать себя психологически комфортно. Глава 2. Землепроходцы Жизнь и подвиг казака Семена Дежнева Начало службы. Поход по Северному Ледовитому океану. Служба на реке Анадырь. Царские награды. Последние годы службы и жизни. Значение открытия С. Дежнева.
Мозговой штурм. Ответьте на вопросы. Определите характерные черты личности Ерофея Хабарова. Сравните жизненный путь Ерофея Хабарова с жизнью казаков. Что в них общего и чем отличается их жизнь? Представьте вашу точку зрения на обсуждение. Аргументируйте свой ответ.
Допишите «чужие» кластеры, используя ключевые слова. Какие кластеры и почему были доработаны в большей степени, а какие и почему в меньшей?
Твой прогноз. Он открыл пролив между Азией и Америкой; его именем названа крайняя точка Евразии на Чукотском полуострове; хребет на Чукотке; бухта на побережье Берингова моря. Как ты думаешь, кому принадлежат эти открытия?____________________ • Маркировочная таблица. Прочитай текст «Жизнь и подвиг казака Семёна Дежнёва» (с. 116—125) и сделай на полях определенные пометки. «+» — Знакомая, известная информация. «Я об этом знаю». Обсудите ваши пометки и заполните маркировочную таблицу. Представьте для обсуждения на листе ватмана. Задайте вопросы, добавьте и уточните информацию.
Попробуйте ответить на вопросы, заданные в третьей колонке таблицы. Обсуждение вопросов. • Ответь на вопрос. Объясни свое решение. Представь свой ответ на обсуждение классу. Аргументируй свой ответ примерами из текста. • Оцени значение открытия С. Дежнева. Не бойся чистого листа! 1. Составь синквейн «СЕМЕН ДЕЖНЕВ». • Представь для обсуждения в классе. 2. «Оставь за мной последнее слово». Задание: Выбери наиболее значимое, на твой взгляд, суждение из текста «Жизнь и подвиг казака С. Дежнева» и дай к нему комментарий.
Ты хорошо потрудился! Спасибо за урок! Найди ответы на как можно большее количество вопросов из последней колонки маркировочной таблицы. • Нанеси на карту путь экспедиции С. Дежнева. Глава 2. Землепроходцы Землепроходец Ерофей Хабаров Начало жизненного пути. На промыслах. Первые открытия и первые неудачи. Экспедиция на Амур. Последние годы жизни.
И. Рождественский. • Хочешь выступить со своим мини-рефератом (творческим заданием)? Мы тебя слушаем! Спасибо за смелость. Моя оценка ___________________ • Напиши 3—5 ключевых слов на тему: «ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ». Представь свой вариант классу. Ответ аргументируй. Обсудите в группе ключевые слова и определения и представьте для обсуждения в классе. Свой ответ аргументируйте. • Посмотри на портрет Е. Хабарова и вспомни, что ты знаешь об этом человеке.
Ты хорошо потрудился! Спасибо за урок! 1) Найди ответы на как можно большее количество вопросов из последней колонки таблицы «Знаю—Хочу узнать—Узнал». Используй энциклопедии, справочную литературу, научные книги. 2) Составь синквейн «Ерофей Хабаров». Выдели неправильную информацию из колонки «Знаю» таблицы. Подбери историческую и художественную литературу о Ерофее Хабарове. Глава 3. Русское население Сибири в ХVII-начале ХVIII века Урок 21 Русское население Сибири Нет! Все, что мог сделать русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности. Покажите мне другой народ в истории мира, который бы в полтора столетия прошел пространство, больше пространства всей Европы, и утвердился на нем? Нет, вы мне не покажите такого народа!.. Все, что ни сделал русский в Сибири, было выше его, выше исторического порядка вещей. Н.М. Ядринцев
Ответьте на вопросы, которые соответствуют номеру вашей группы. 1—2-я группа Объясните, почему именно Поморье стало главным районом выхода первых колонистов в Сибирь? (Укажите не менее трех причин.) 1. 3—4-я группа Какова роль ссылки в колонизации Сибири? Вспомните события политической и военной истории России ХVI-начала ХVIII вв. и выскажите свою версию о том, какие люди, откуда и почему могли оказаться среди ссыльных в Сибири. Аргументируйте свои ответы при обсуждении. Добавьте или задайте вопросы другим группам. Обсудите вопрос и представьте ответ классу. Объясните, в чем суть противоречий между статьями Соборного Уложения 1649 г. и практикой колонизационного движения в Сибирь? Как правительство пыталось разрешить эти противоречия? Дайте оценку решению Сената 1763 г. по этому вопросу.
Обсудите в группе и представьте общий кластер на листе ватмана.
Прочитай текст «Русское население в Сибири» и заполни таблицу.По вертикали расположено то, что подлежит сравнению; а по горизонтали впиши параметры, по которым ты будешь сравнивать. • Дополни свой кластер новой информацией на основе полученных знаний (используй другой цвет). Какие изменения произошли в твоем кластере? «Мозговой» штурм. Прочтите текст «Состав и численность русского населения Сибири» (с. 145—146). Проанализируйте статистические данные о численности русского населения Сибири и сделайте вывод. Чем отличается его состав от населения европейской части России? Представьте свои выводы в классе. Свой ответ аргументируйте. • Запиши выводы в пособие. Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку своей работы аргументируй. Моя оценка ___________, так как считаю_________________________________ Ты хорошо потрудился! Спасибо за урок!
В жизни каждого учителя бывают периоды кризиса и разочарования. Нужна свежая струя. Попробуйте пойти на эксперимент — используйте учебное пособие «Сибиреведение» в своей работе. В добрый путь, коллеги! Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |