Фрагменты учебного пособия ''Сибиреведение''

 В сложной, противоречивой ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своего края представляется крайне необходимым и важным. Обновление России невозможно без ее духовного возрождения, что в свою очередь немыслимо без восстановления связи времен, без развития патриотических чувств, включающих и любовь к своей малой родине.

В 1999 г. мною разработано учебное пособие по истории Сибири «Сибиреведение» для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Актуальность разработки данного учебного пособия состоит в том, что оно призвано помочь решить проблемы регионального компонента в области исторического образования. Региональный компонент вводится в базисные планы на территории Новосибирской области в соответствии с законом «Об образовании» (ст. 14, 29).

Учебное пособие предназначено для работы с учебником Ф.С. Кузнецовой «История Сибири. 7—8 кл. Часть 1». Отдельные уроки данного учебного пособия предусматривают работу с учебником А.С. Зуева «Сибирь: вехи истории».

Пособие по истории Сибири разработано на основе технологии «Развитие критического мышления учащихся», реализуемой в рамках международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». Задания, помещенные в учебном пособии, рассчитаны на активизацию познавательного интереса у восьмиклассников, развитие у них способностей к критическому мышлению.

Учебное пособие поможет учителю построить урок в соответствии с требованиями современной гуманистической педагогики, сделать ученика не объектом обучения, а субъектом образовательного процесса. Набор интерактивных методов и приемов, разнообразные типы заданий позволят учащимся реализовать возможность выбора форм своей деятельности, следовательно, почувствовать себя психологически комфортно.

 

Глава 2. Землепроходцы 
Урок 12-13

 

Жизнь и подвиг казака Семена Дежнева

 

Начало службы. Поход по Северному Ледовитому океану. Служба на реке Анадырь. Царские награды. Последние годы службы и жизни. Значение открытия С. Дежнева.

 
  • Прочитай свой синквейн «Ерофей Хабаров».
  • Ты нашел ответы на вопросы колонки «Что осталось узнать» таблицы «Знаю—Хочу узнать—Узнал». Представь свои ответы. Где ты их нашел?

Мозговой штурм. Ответьте на вопросы.

Определите характерные черты личности Ерофея Хабарова.

Сравните жизненный путь Ерофея Хабарова с жизнью казаков. Что в них общего и чем отличается их жизнь?

Представьте вашу точку зрения на обсуждение. Аргументируйте свой ответ.

 
  • Составь кластер «Первооткрыватели».
  • Обсудите в группе и представьте общий кластер на листе ватмана.

Допишите «чужие» кластеры, используя ключевые слова.

Какие кластеры и почему были доработаны в большей степени, а какие и почему в меньшей?

  • Дополни свой кластер тем, что тебя заинтересовало.

 

Твой прогноз. Он открыл пролив между Азией и Америкой; его именем названа крайняя точка Евразии на Чукотском полуострове; хребет на Чукотке; бухта на побережье Берингова моря. Как ты думаешь, кому принадлежат эти открытия?____________________

 

 Маркировочная таблица. Прочитай текст «Жизнь и подвиг казака Семёна Дежнёва» (с. 116—125) и сделай на полях определенные пометки.

«+» — Знакомая, известная информация. «Я об этом знаю».
«—» — Незнакомая, неизвестная информация. «Я об этом узнал сейчас».
«?» — Неполная информация для понимания. «Я не понял. Хочу задать вопрос».

Обсудите ваши пометки и заполните маркировочную таблицу. Представьте для обсуждения на листе ватмана. Задайте вопросы, добавьте и уточните информацию.

 

+

-

?

     

Попробуйте ответить на вопросы, заданные в третьей колонке таблицы.

 

Обсуждение вопросов.

 

 Ответь на вопрос. 
Какие этапы жизни Семена Дежнева ты считаешь наиболее интересными и почему? Выскажи свое мнение о делах и поступках С. Дежнева.

Объясни свое решение.

Представь свой ответ на обсуждение классу. Аргументируй свой ответ примерами из текста.

 

 Оцени значение открытия С. Дежнева.

Не бойся чистого листа!

 

1. Составь синквейн «СЕМЕН ДЕЖНЕВ».

 

• Представь для обсуждения в классе.

2. «Оставь за мной последнее слово».

Задание: Выбери наиболее значимое, на твой взгляд, суждение из текста «Жизнь и подвиг казака С. Дежнева» и дай к нему комментарий.

 
  • Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку своей работы аргументируй.
  • Моя оценка ___________, так как считаю___________________ .

Ты хорошо потрудился! Спасибо за урок!

Найди ответы на как можно большее количество вопросов из последней колонки маркировочной таблицы.

 

• Нанеси на карту путь экспедиции С. Дежнева.

 

Глава 2. Землепроходцы 
Урок 16-17

 

Землепроходец Ерофей Хабаров

 

Начало жизненного пути. На промыслах. Первые открытия и первые неудачи. Экспедиция на Амур. Последние годы жизни.

 

На реках лед копился тусклый,
И лезли вьюги напролом...
В Сибирь землепроходец русский
Пришел с кресалом и с веслом.
Имел, конечно, и ружьишко
(В тайге без этого нельзя):
То рысь метнется из затишка,
То с недругом сведет стезя.
Он плыл напористо и смело
От шиверы до шиверы,
Ему когтями рвали тело
Пороги грозной Ангары.
Он шел, за горло брал недуги,
Шагал, пока хватало сил,
Он родом был из-под Калуги,
А может, вологодским был.

И. Рождественский. 
Русский землепроходец.

• Хочешь выступить со своим мини-рефератом (творческим заданием)? Мы тебя слушаем! Спасибо за смелость.

Моя оценка ___________________
Оценка класса _________________
Оценка учителя _______________
Итоговая оценка _______________

• Напиши 3—5 ключевых слов на тему: «ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ». Представь свой вариант классу. Ответ аргументируй.
• Составь определение этого понятия и представь для обсуждения в группе.
Землепроходец — это ____________________

Обсудите в группе ключевые слова и определения и представьте для обсуждения в классе. Свой ответ аргументируйте.

• Посмотри на портрет Е. Хабарова и вспомни, что ты знаешь об этом человеке.
• Заполни таблицу «Знаю—Хочу узнать—Узнал».

  1. Заполни первую колонку таблицы «Знаю» и представь всему классу. Важна информация, которую ты знаешь точно, правильная она или нет.
  2. Разбей информацию в первой колонке на категории.
  3. На основе пунктов 1 и 2 сформулируй вопросы, которые бы расширили твое знание по данному предмету, и запиши их в колонку «Хочу узнать». После представь всему классу.
  4. Прочитай предложенный текст по теме «Землепроходец Ерофей Хабаров» (с. 126—133) и отметь значком «+» ту информацию, которая отвечает на вопросы в колонке «Хочу узнать», и значком «v» — ту информацию, которая не вошла ни в одну из колонок, то есть совсем новую.
  5. Заполни колонку «Узнал» той информацией из текста, которая отвечает на вопросы колонки «Хочу узнать». Информацию под значком «v» выпиши отдельно (ниже в колонке «Узнал»).
  6. Сформулируй и запиши в колонку «Что осталось узнать» вопросы, расширяющие информацию в колонке «Узнал».

Ты хорошо потрудился! Спасибо за урок!

1) Найди ответы на как можно большее количество вопросов из последней колонки таблицы «Знаю—Хочу узнать—Узнал». Используй энциклопедии, справочную литературу, научные книги.

2) Составь синквейн «Ерофей Хабаров».

Выдели неправильную информацию из колонки «Знаю» таблицы. Подбери историческую и художественную литературу о Ерофее Хабарове.

Глава 3. Русское население Сибири в ХVII-начале ХVIII века Урок 21

 

Русское население Сибири

 

Нет! Все, что мог сделать русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности. Покажите мне другой народ в истории мира, который бы в полтора столетия прошел пространство, больше пространства всей Европы, и утвердился на нем? Нет, вы мне не покажите такого народа!.. Все, что ни сделал русский в Сибири, было выше его, выше исторического порядка вещей.

 

Н.М. Ядринцев

 
  • Терминологический зачет (10 мин.)

Ответьте на вопросы, которые соответствуют номеру вашей группы. 1—2-я группа

 

Объясните, почему именно Поморье стало главным районом выхода первых колонистов в Сибирь? (Укажите не менее трех причин.)

1.
2.
3.
4.

3—4-я группа

 

Какова роль ссылки в колонизации Сибири? Вспомните события политической и военной истории России ХVI-начала ХVIII вв. и выскажите свою версию о том, какие люди, откуда и почему могли оказаться среди ссыльных в Сибири.

 

Аргументируйте свои ответы при обсуждении. Добавьте или задайте вопросы другим группам.

 

Обсудите вопрос и представьте ответ классу.

Объясните, в чем суть противоречий между статьями Соборного Уложения 1649 г. и практикой колонизационного движения в Сибирь?

Как правительство пыталось разрешить эти противоречия?

Дайте оценку решению Сената 1763 г. по этому вопросу.

 
  • Составьте кластер «Население Сибири».

Обсудите в группе и представьте общий кластер на листе ватмана.

  • Дополни свой кластер тем, что тебя заинтересовало.
  • Концептуальная таблица.

Прочитай текст «Русское население в Сибири» и заполни таблицу.По вертикали расположено то, что подлежит сравнению; а по горизонтали впиши параметры, по которым ты будешь сравнивать.

• Дополни свой кластер новой информацией на основе полученных знаний (используй другой цвет).

 

Какие изменения произошли в твоем кластере?

 

«Мозговой» штурм. Прочтите текст «Состав и численность русского населения Сибири» (с. 145—146).

 

Проанализируйте статистические данные о численности русского населения Сибири и сделайте вывод.

 

Чем отличается его состав от населения европейской части России?

 

Представьте свои выводы в классе. Свой ответ аргументируйте.

 

• Запиши выводы в пособие.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

 

Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку своей работы аргументируй.

Моя оценка ___________, так как считаю_________________________________

Ты хорошо потрудился! Спасибо за урок!

 
  • Составь синквейн «Население Сибири».
  • Сделай пометку, если ты готовишь сообщение по теме «Возникновение сибирского земледелия».
 

В жизни каждого учителя бывают периоды кризиса и разочарования. Нужна свежая струя. Попробуйте пойти на эксперимент — используйте учебное пособие «Сибиреведение» в своей работе. В добрый путь, коллеги!

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети