Школьный музей - связь поколений Понятие «отечество» для человека связано с конкретным краем, с памятью о его родных. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивался его край. Люди, не знающие своих корней, своей родословной, истории своего края, не пользуются уважением окружающих. Мы не должны быть иванами непомнящими. Знания о жизни предшествующих поколений питают человека энергией, побуждающей к благоустройству сегодняшней жизни, а историческое невежество порождает ущербность сознания и таит в себе разрушительную силу.
В нашей школе № 1 рабочего поселка Линёво Искитимского района учителем истории первой квалификационной категории Владимиром Александровичем Шаманаевым второй год ведется курс «История Сибири». Г. Макаренко, директор школы № 1 р. п. Линёво, В нашем обществе за минувшее столетие в системе образования ни один школьный предмет так не насиловали, как историю. Извратили и оболгали все прошлое страны и народа, опошлили само понятие «историческая наука». Учителя истории перестали уважать свое ремесло, а следовательно, и себя самих. Многие из них, умные и честные, ушли из школы. Они не выдержали испытание пошлостью. Какие остались? Разные. Среди них и те, кто всеми силами пытается отстоять право истории быть школьным предметом. Моральное право, не юридическое. Именно для таких учителей, моих уважаемых коллег, я пишу эту небольшую статью. Возможно, кому-то она поможет найти себя, натолкнет на мысли, последующие решения... Бывая в Областном краеведческом музее, я всякий раз завидовал: вот бы часть представленных здесь экспонатов — да в школу. А что! С познавательной точки зрения у музея есть определенные минусы: низкая посещаемость (а то и вовсе безлюдные залы), подчеркнутая отгороженность от экскурсантов (все за стеклом и натянутыми лентами, табличками «Не трогать», «Не шуметь»). Да и часто ли мы ходим в краеведческий музей? Школьный учебный кабинет самым естественным образом устраняет эти минусы. Ежеминутно в нем — десятки «посетителей»-учеников, все можно потрогать и разглядеть, а бывают здесь ребята почти каждый день. Так возникла идея создать маленький школьный музей на базе кабинета истории, кабинет-музей. Название пришло само собой — «Предметы русского быта». С чего начинал? У меня дома, как у каждого учителя истории, имелись различные старинные вещицы: глиняный кувшин, икона, царские монеты и прочее. Принес в кабинет, разложил по полкам — первые экспонаты есть! Реакция моих учеников была мгновенной — что это и для чего это? Объяснил и попросил помощи: давайте вместе создавать исторический музей. Возник интерес, появилось общее дело. Было это в 1997 году. Прошло время. Сейчас о нашем музее знают не только в Линёво, но и во многих школах Искитимского района. Чего мы достигли? Главное — прошли период «первоначального накопления» исторического материала. Например: в разделе «Значки» почти 800 значков советского времени (все разные); «Деньги различных стран» — 180 монет и 125 бумажных купюр; «Деревянная посуда» — около 70 ложек и чаш, вырезанных их дерева; «Предметы быта» — 18 старинных утюгов, 10 керосиновых ламп и много другого; «Кухонная утварь» — это ухваты, сковородники, чугуны, ступы, самовары... А есть еще разделы «Ткачество», «Кузнечные изделия», «Керамика». Или вот — рубели, сучилка, валёк... Не помните? Ну как же, необходимейшие приспособления для стирки и глажения белья, одежды! Много чего интересного можно обнаружить в кабинете-музее истории: колокольчик для дуги братьев Орловых из Павлова Посада 1877 года, бронзовая пряжка от ремня с двуглавым орлом, изящный деревянный гребень для расчесывания волос, журнал «Огонек» за февраль 1941 г. А всего в нашем кабинете-музее около 1 600 предметов, каждый из которых является своеобразным историко-краеведческим экспонатом. Причем основную часть их разыскали и принесли сами ученики. И второе. Накоплен определенный опыт работы в данном направлении, появились первые наблюдения и выводы, пришло понимание того, что мы с ребятами на правильном пути. Зачем нужен кабинет-музей истории в школе, что он дает учащимся и самому учителю? Многое. Во-первых, формируется бережное, уважительное отношение к нашему прошлому. Мы ведь в этом отношении по-прежнему варвары, живем одним днем. Я не смог отыскать в своей школе (на 1000 учащихся!) знамя комсомольской организации, знамя пионерской дружины, ни одного барабана, ни одного горна, даже бюст Ленина не нашел. А прошло с той поры каких-то десять лет. Все исчезло, неведомо куда. Я не скорблю о советском прошлом, но это — часть нашей истории, и ее необходимо сохранить, хотя бы в виде музейных экспонатов. Кстати, гипсовый бюст Ленина ребята нашли все-таки на свалке. Школьный музей дает возможность взглянуть на прошлое своей страны как-то иначе, без идеологических предубеждений, а конкретно, искренне и заинтересованно.
... Восьмиклассники Коля и Сергей на обрывистом берегу речки Шипунихи случайно обнаружили глиняный черепок, потом еще один, еще... Перерыли весь берег, собрали, отмыли, принесли в музей, склеили. Оказалось — глиняная чаша приблизительно 17—18 века. ... Семиклассница Катя едва дотащила свою сумку до школы. В сумке — массивный чугунный утюг килограммов на шесть. Привезла из соседнего района от бабушки. Чуть не плача бабушка уговаривала внучку: «Ну зачем ты эту железяку чертову берешь! Положи лучше баночку варенья». Катя выбрала утюг, он важней. ... Пятиклассник Андрей, исследуя окрестности собственной дачи, свалился в глубокую яму. Испугался, стал поспешно карабкаться наверх и наткнулся на острый предмет. Пригляделся — похож на серп земледельца (видел в музее). Не вылез из ямы, пока не откопал находку. Принес в школу. Подобных примеров я мог бы привести много. Влияние музея на ребят в данных случаях очевидно, два года назад они бы не обратили никакого внимания на разные там черепки да железки, а теперь ребята видят в них предметы материальной культуры своего народа, место которым в школьном музее. В детях проснулся азарт, нешуточный интерес. Они провели тщательную «инвентаризацию» своих дач, гаражей и подвалов, обыскали чердаки домов и сараи деревенских родственников в поисках предметов старины. «Добычу» несли в музей, где вместе с учителем истории определяли историческую ценность находки и решали ее дальнейшую судьбу. В итоге косвенно рос интерес к истории, да и само понятие «история» уже не ограничивалось рамками школьного предмета и соответствующего учебника. Неравнодушие ребят к делу, живое участие в нем — вот что очень важно. ... Лето, каникулы, я, как обычно, в школе. Приходят десятиклассницы Оля и Яна. «Владимир Александрович, мы хотим в музей, откройте его, пожалуйста». Интересуюсь причинами такого желания. Отвечают: «Давно в нем не были, не видели, соскучились». Для меня эти простые объяснения дороже награды. ... Первый вопрос у ребят после любых каникул: «Что у нас нового?». Имеют в виду экспонаты. Этакая горделивость: «Мы узнавали: в других школах такого, как у нас, музея нет». Я заметил, музейная обстановка кабинета истории как-то обязывает ребят, воспитывает. Бросить бумажку на пол, испачкать стол — нельзя, музей же! На перемене я оставляю учащихся одних в кабинете, за порядком следят сами. А поначалу, помнится, с ухватами по школе бегали... Сейчас нет. Само суровое наказание для любого класса — запрещаю находиться в кабинете на переменах между уроками. Воспринимают такое наказание очень болезненно, поэтому шалунов успокаивают сами. А инициативными какими стали! Именно по предложению ребят возник раздел музея «Значки», оформлены стенды «Старые газеты», «Старые документы» и немало другого. В кабинете, ставшем музеем, учащимся значительно интересней. Они постоянно толпятся у экспонатов, разглядывают их, спорят, доказывают; то и дело просят разрешения подержать, примерить, покрутить что-либо; задают мне различные вопросы; очень любят показывать, что именно принес в музей каждый из них. Музейный материал помогает нам при изучении истории. Имеющиеся экспонаты позволяют мне наглядно иллюстрировать жизнь нашего народа в советский период (XX век), отчасти дореволюционной России (XIX-начало XX вв.), а XVIII век у нас представлен монетами. Велико значение музея при изучении «Истории Сибири», краеведения. Под влиянием и на основе музейного материала учащиеся пишут доклады. Например, «Ложкарное производство в России», «Изготовление глиняной посуды», «Кухонная утварь крестьянской избы» и другие. С этими докладами авторы вы-ступают перед учащимися. Есть и другие рабочие моменты, но это отдельная и большая тема. Что касается меня, учителя, то я уже не представляю свой кабинет истории иным, без музея. Видимо, вообще не смогу работать иначе. Обстановка кабинета-музея, его экспонаты создают какую-то особую, историческую атмосферу, которая удивительным образом гармонирует с любым учебным материалом, изучаемым на уроках истории, в любом классе. О планах на будущее. Прежде всего, пополнять экспонатами и расширять наш музей, на что мы с ребятами нацелены постоянно. Летом 2001-го года проведем ремонт (собственными силами и средствами) в подсобном помещении кабинета. Там у нас будет «Библиотека исторической литературы» по трем направлениям: научные работы, исторический роман и «старые» книги, изданные до 1917 года. Кстати, у нас уже есть экземпляры 1898, 1901, 1904, 1907 годов издания. Думаю, года через два в нашей библиотеке будут сотни различных книг. Начата работа по воссозданию истории школы. Ей тридцать лет, она старейшая в Линёво. Накопление материала идет по таким направлениям: как строилась школа; первые учителя и директор школы; выпускники (по годам выпуска с фотографиями); лучшие ученики школы (у нас 15 медалистов); выпускники, погибшие при выполнении воинского долга; выпускники, вернувшиеся в школу учителями, и др. Оформим все в виде альбомов и стендов с документами и фотографиями. Есть задумка, и она в скором времени осуществится — подготовить группу учащихся, которые будут показывать с использованием имеющихся в кабинете-музее экспонатов, как пряли пряжу на ручной прялке, как стирали и гладили одежду с помощью рубеля, сучилки и валька, как пользовались старыми утюгами и лампами, как пользовались старинной кухонной утварью. Было бы прекрасно обойти-проехать вместе с группой, или даже классом, учеников старинные и отдаленные села Искитимского, Сузунского, Черепановского и Маслянинского районов, чтобы пополнить наш музей новыми экспонатами. Словом, планов много. Предвижу два вопроса. Во-первых, где все размещать, ведь размеры школьного кабинета ограничены? Здесь проблемы нет. У меня кабинет большой, есть две пристройки к нему, а еще в запасе рекреации всего четвертого этажа школы, они все равно пустуют. Во-вторых, где взять деньги? Действительно, для оформительских работ требуются немалые деньги. Я предпочитаю делать все своими руками, а необходимые деньги ищу сам, у школы не беру ни копейки. До сих пор получалось. Слов нет, музейные хлопоты велики: это и время, и нервы, и летние отпуска... Зачастую бесплатный труд. Проще не затевать ничего. Но лучше ли? Кстати, в нашей школе есть еще прекрасный музей Боевой Славы о ветеранах войны нашего поселка, директором которого является... ну да, ваш покорный слуга. Но это, если нужно, отдельная тема для разговора. В ноябре текущего учебного года в нашей школе на базе музеев был проведен семинар учителей истории Искитимского района. На этом семинаре, в частности, я старался убедить коллег в том, что каждой школе необходимо иметь свой, пусть небольшой, краеведческий музей. Есть конкретная школа, у школы — деревня, у деревни — ее прошлое... С чего начинается Родина? Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |