Потери и перспективы естественнонаучного образования

Когда в 1970—1980-е годы мне приходилось общаться с американскими физиками (в новосибирском Академгородке в то время было тесное научное сотрудничество с физиками из США), они удивлялись, что в наших школах (даже на первой ступени обучения — теперь основная школа) дети овладевали материалом, который у них тогда изучался только в специализированных колледжах и вузах. Такое же удивление высказывали ученые из других стран по поводу не только физики, но и других естественнонаучных дисциплин и математики, изучаемых в советской школе. В перестроечный период и в период развала страны помнятся слова одного английского профессора: «Не разрушайте только ваш уровень естественнонаучного и математического образования. Сохраните любыми путями, как пример для всего человечества». Не сохранили. Разрушили. Был произнесен лозунг, абсолютно неверно понятый, о повсеместной гуманитаризации образования. Предполагалось, что будут актуализированы культурологические аспекты учебных предметов (в том числе и естественнонаучных), однако чиновники в области образования поняли его, как команду усилить обучение гуманитарным наукам в ущерб естественным.
 
Именно в 1960—1980-е годы (в период наиболее эффективного развития частных дидактик) в рамках обучения естественнонаучным дисциплинам появились фундаментальные, теоретически обоснованные концепции овладения учащимися этими предметами. Например, принцип цикличности при обучении физики (В. Г. Разумовский), концепция генерализации знаний (В. Г. Разумовский), теория формирования научных понятий (А. В. Усова), концепция учебного познания (В. Я. Синенко).
 
Список концепций естественнонаучного обучения можно еще долго продолжать. Важно отметить, что все они направлены на обеспечение самостоятельной учебной деятельности школьников. Благодаря этим основополагающим идеям уровень подготовки учащихся в те годы был заметно выше, чем за рубежом. А если учесть тот фактор, что все обучение проходило с помощью дидактически продуманного натурного эксперимента (в форме наблюдений, измерений и опытов), то высокое качество образования становится вполне объяснимым. Вспомним слова великого методиста по физике В. Г. Разумовского: «Физику, прежде всего, изучать в школе необходимо тем, кто в жизни с ней не будет иметь дела…». Действительно, физика и другие естественнонаучные дисциплины формируют современное представление о мире, мировоззрении.
 
По мнению большинства специалистов, «секвестированные» программы этих курсов, сокращение учебных часов, отсутствие оборудования для экспериментов совсем не обеспечивают необходимой подготовки детей. Однако исследования и практика ряда учителей показывают, что даже в этих условиях можно привить детям интерес к естественнонаучному образованию, добиться весьма серьезной подготовки по этим предметам, если повсеместно использовать указанные выше технологии обучения (когда школьник становится исследователем, реализуя свой проект). Но для этого необходим учитель нового поколения. Учитель не униженный низкой зарплатой. Учитель с высоким социальным статусом, который много времени тратит на подготовку урока. Тогда наши спутники не будут при запуске падать на землю, пассажиры авиалайнеров будут спокойны за свой полет, корабли не будут тонуть. Россия сама будет производить всю суперсовременную технику, природа не будет загажена отходами от вредных производств. Престиж рабочего на суперсовременном заводе будет высоким. Все это закладывается в школе.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети