Психологическая компетентность педагога в общенииОбщение в современной психологической литературе представлено разнообразными порой противоречивыми дефинициями, общепризнанным является факт развития личности в общении. Педагогическое общение влияет на становление и развитие личности ребенка, а это значит, к нему предъявляются особые требования. Умение педагога управлять своим собственным состоянием является основным и позволяет общение сделать гораздо более эффективным: внести новые смыслы, прийти к взаимопониманию и конструктивному разрешению педагогической ситуаций или конфликта. В статье представлены три вида «эго-состояний» (термин Э. Берна): «Ребенок», «Взрослый», «Родитель», а также способы их регуляции. Конструктивному разрешению педагогических ситуаций способствует не только умелое управление данными состояниями, но и понимание так называемых психологических игр, стоящих за ними. Драматический треугольник (термин С. Карпмана), лежащий в основе этих игр, представлен на примерах, так же как и коммуникативная технология, позволяющая их избежать. Драма разыгрывается в ролях «Жертвы», «Спасателя», «Агрессора», сменяющих друг друга в конфликтных и сложных педагогических ситуациях. Драма разворачивающихся событий заключается в том, что никто не удовлетворен решениями, но при этом втягивается в игру. Выходом из психологических игр является осознание «вторичных выгод» участниками драматического треугольника и поиск более адаптивных, менее разрушительных способов удовлетворения своих потребностей: потребности в признании, потребности в отреагировании накопленных и подавленных чувств, потребность найти сочувствие, потребность во власти. Ключевые слова: психологическая компетентность педагога, педагогическое общение, трансактный анализ. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |