Условия прочтения текстов в процессе обученияВ статье рассматривается проблема прочтения текста как носителя смыслов. Подобная установка подчеркивает актуальность проблемы переосмысления ориентиров в сегодняшнем образовании: от сциентистской потребности общества только лишь в потреблении знаний к постижению смыслов, развитию собственного отношения к содержанию. Автор статьи, придерживаясь точки зрения М. М. Бахтина, подчеркивает диалогичность процесса прочтения текста и вводит понятие «встречного текста» как определенного отражателя субъектных позиций читателя. С помощью наблюдений и последующего анализа, используя типологию личности по доминирующей перцептивной модальности, автор предлагает собственную типологию участников педагогического процесса в зависимости от проявлений активности в педагогическом процессе. В статье приведены различные точки зрения на процесс чтения текстов и подчеркнута важность и необходимость обучения пониманию текстов. Описаны действия участников педагогического процесса в зависимости от принадлежности к определенному типу личности, согласно авторской типологии, на различных этапах работы с текстом в процессе обучения. В качестве предполагаемых условий выхода на смысловое прочтение автор предлагает использовать на занятиях приемы эмоционального возбуждения, элементы театральной педагогики, методы проблемного обучения. Приводятся определенные рекомендации для прочтения текстов в обучении. Они включают в себя позиции, которые автор выделяет в качестве доминирующих при восприятии поливариантного текста. Руководствуясь данными позициями, читатель имеет возможность: обнаружить свой смысл, услышать чужой смысл, осмыслить собственный смысл, принять собственный и чужой смыслы. Это поможет читателям выйти за пределы значений авторского текста. Ключевые слова: чтение, понимание, обучение, смысл, диалог. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |