Формы публичной памяти и социокультурные практикиВ статье представлены современные разработки в области наследия и социокультурных практик, актуальные для апробации в культурно-образовательной сфере, музейном деле, прежде всего в «малых», в т. ч. школьных музеях. В методологическом плане автор основывается на положениях перспективного исследовательского тренда – мнемософии (науки о публичной памяти), разработанной Т. Шолой. Понятие «мнемософии» концептуализирует музеи, библиотеки, архивы как основные формы «публичной памяти» − важный общественный инструмент эффективного использования наследия. Отмечена эволюция музея местного края к новому типу «музея локальной истории». Показано творческое развитие Т. Шолой области музейной специализации в вопросах миссии музея, музейных «грехов», музейных фондов, тематики экспозиций, связи с наукой, нравственностью, драматургией, прошлым, современностью. На примере изучения достопримечательного места «Новосибирский Академгородок» в рамках концепта «научный топос» раскрыт метод выделения социокультурных комплексов, нацеленный на выявление уникальной социокультурной среды локальных поселений. Рассматриваются социокультурные практики и отдельные аспекты музейного дискурса, позволяющие в деятельности местных музеев и библиотек структурировать и представлять компоненты материального и нематериального наследия в контексте региональной, отечественной и мировой истории, глобального наследия, развития мировой цивилизации Ключевые слова: наследие, музеология, Томислав С. Шола, мнемософия, социокультурные практики, формы публичной памяти, музей локальной истории/ Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |