Рэндзю как средство развития пространственного мышления слепых и слабовидящихВ статье рассматривается проблема ориентации в пространстве и развития пространственного мышления слепых и слабовидящих. Автор утверждает, что в процессе освоения рэндзю, актуализируется работа когнитивных структур, обеспечивающих решение задач, связанных с ближней ориентацией в малом пространстве и дальней ориентацией в большом пространстве. Доказывается продуктивность игровой деятельности в рэндзю для развития пространственного мышления, которое обусловлено переходом от изначально сенсорного отображения реального пространства во внешнем плане (сенсорная модальность) к представлению во внутреннем плане (ментальная модальность), появлением специфических новообразований (когнитивных структур), актуализируемых и тренируемых с помощью специальных форм и методов игровой и рефлексивной деятельности. Подготовка слепых и слабовидящих к решению стрессовых ситуаций ориентации в пространстве, характеризующихся мультимодальностью, может вестись с опорой на широкий развивающий потенциал рэндзю по примеру подготовки в спорте: игровая, тренировочная, соревновательная деятельность на занятиях по рэндзю с применением специального оборудования для слепых и слабовидящих. Ключевые слова: мышление; пространственное мышление; слепые; слабовидящие; рэндзю. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |