Текстоцентрический подход как методологическая и концептуальная основа профессионального иноязычного образования в высшей школеСтатья посвящена проблеме выбора предметного содержания учебных дисциплин, актуальных для профессионального иноязычного образования. Целью исследования явилось получение аргументов для эффективной реализации основных принципов профессиональной лингводидактики в процессе обучения иностранному языку. Методология исследования базировалась на интегративном использовании научных теорий педагогики, психологии, лингвистики текста, профессиональной лингводидактики и речевой коммуникации. В основе исследования лежит текстоцентрический подход, который был впервые предложен профессором Т. А. Лопатухиной в 2004 году, а затем разработан научной школой под ее руководством. Текстоцентрический подход к обучению иностранным языкам основан на том, что каждый текст содержит в своей структуре пять основных компонентов: «познание — понятие — понятие — термин — определение». Одной из значимых проблем профессионального иноязычного образования студентов является выбор предметного содержания учебных дисциплин. При разработке положений методологической и концептуальной основы профессионального иноязычного образования мы опирались на исследования в области лингвистики текста, лингводидактики и метода контент-анализа текста. Результатом исследования и анализа теоретического материала явилась разработка концепции текстоцентризма в педагогике на основе текстоцентрического подхода и текстового анализа, что потребовало разработки алгоритмов реализации данной технологии. Выводы проведенного исследования показали, что построение иноязычного образовательного процесса для студентов, основанного на серии текстов, должно осуществляться во взаимодействии аутентичных научных и учебных текстов, развивающих профессиональную компетентность; при определении границ текстовых модулей с помощью эпистем; на принципах теории профессиональной саморегуляции; с использованием методов педагогического прогнозирования, творческой акцентуации личности, взаимосвязанного обучения иноязычной речевой деятельности и в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией. В качестве наиболее эффективного инструмента создания текстового контента для профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов мы использовали компьютерные программы — конкордансы. Полученные результаты позволили создать технологию, основанную на текстоцентрическом подходе, положения которой были разработаны. Ключевые слова: профессиональное иноязычное образование; лингводидактика; текстоцентрический подход; образовательная технология; концепция; методология. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |