Повышение качества знаний по иностранным языкам в истории отечественного образования: контекстный подходКонтекстный подход на протяжении своего развития обладал набором средств, необходимых для эффективного построения образовательного процесса, ведущего к повышению качества знаний. Важную роль играла прогностическая функция подхода, задающая ориентиры для осмысления причин, характера успехов и неудач, выделения потенциалов и рисков, складывающихся в исторических социокультурных условиях. Как показал историко-педагогический анализ, актуализация всех ресурсов контекстного подхода предоставляет новые возможности, которые связаны с формированием индивидуального способа бытия в поликультурном обществе. Это позволяет человеку выбрать мировоззренческие ориентиры, определить свое место в социуме, понять решающую роль иностранных языков в приобщении к иноязычной культуре. Актуализация элементов контекстного подхода обеспечивала вариативность путей получения знания, способствовала положительной динамике в обучении иностранным языкам, вела к трансформации целей, содержания, методов, структуры учебных программ и учебников, задавала ориентиры в профессиональном развитии. Исследование приводит к решению проблемы повышения качества знаний в истории иноязычного образования за счет внедрения элементов контекстного подхода. Обосновывается эффективность данного подхода, ведущая к смене влияния параметров внешнего контекста в обучении на стратегию с последовательным переходом к системе контекстов и их интеграции; к увеличению разнообразия, усложнению контекстов в обучении, повышению их комплексности; к выдвижению принципа приоритетной роли контекста личной значимости, пронизывающей все остальные уровни; к обновлению содержания за счет последовательного согласованного включения дидактических аспектов в естественные и социокультурные контексты; к движению в сторону использования средств контекстного подхода всех уровней (исторического, культурного, семейного, общественного); к повышению факторной зависимости процесса обучения. Ключевые слова: качество знаний; контекстный подход; история образования; внешние и внутренние факторы; естественный и социокультурный контексты; личностный фактор. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |