Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: иерархия категорий и правила перевоспитания в формирующемся коллективеВ статье анализируется иерархия категорий воспитания: закона, принципов и правил. Показано, что высший уровень иерархии — это само общество и общий закон его развития, на следующем уровне действуют законы сфер и отраслей деятельности общества, в том числе законы педагогики. Показано отличие действия закона и принципов воспитания в обществе. Обоснован незакрытый характер перечня принципов воспитания, в отличие от перечня приводимых в педагогических словарях. Вводится в оборот термин «правила перевоспитания». С точки зрения социологии доказано, что основой правил перевоспитания являются повторяющиеся социальные взаимодействия разных видов. Показано применение на стадии формирования коллектива, но в силу открытости и приема новых детей они сочетаются с правилами воспитания в зрелом коллективе. Поскольку педагогические ситуации могут включать несколько разных видов взаимодействий, в таком случае порождают сразу нескольких правил воспитания. Развитие учебно-производственных коллективов по системе воспитания Макаренко закономерно порождает новое молодёжное движение в советском обществе.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, правила перевоспитания, классификация правил, макаренковское движение.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |