Выявление сформированности естественно-научной грамотности в итоговой аттестации по физике

Статья посвящена проблемам функциональной грамотности, особенностям её формирования при изучении физики. В обновленном федеральном образовательном стандарте основного общего образования функциональная компетентность входит в требования к результатам обучения. Следовательно, актуальна проблема выявления состояния сформированности функциональной, в том числе естественно-научной, грамотности и определение направлений коррекции образовательного процесса для обеспечения реализации требований к результату. Цель исследования заключалась в сравнительном анализе успешности выполнения заданий, ориентированных на определение уровня сформированности естественно-научной грамотности в учебном процессе и на итоговой аттестации по физике. В исследовании были использованы методы: изучение педагогической литературы, анализ результатов выполнения диагностических заданий. Проанализированные данные показывают, что результаты выполнения заданий в итоговой аттестации выше, чем в учебном процессе; успешность выполнения заданий зависит не только от знаний предмета, но и от объема текста самого задания, следовательно, от сформированности читательской грамотности и регулятивных универсальных учебных действий — умения удерживать цель при наличии «зашумляющей информации»; компетенция 3 — Анализ массива данных на основе научных знаний и формулирование выводов — предполагает анализ и оценку научной информации, заявлений и аргументов и формирование выводов — сформирована лучше компетенции 1 — Объяснение явлений на основе научных фактов и законов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, основной государственный экзамен по физике.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети