Особенности учебно-методического обеспечения развития профессиональной мобильности учителяДля подтверждения актуальности темы исследования был сделан полинаучный анализ научной и учебно-методической литературы. Удалось выявить следующее: профессиональная мобильность как предмет научного интереса в педагогике исследуется более тридцати лет. Акцент в определении этого понятия сместился от представления мобильности как процесса к размышлениям о мобильности как о личностном качестве, личностном потенциале. Это дает основание предполагать, что на его развитие можно оказывать педагогическое воздействие. За время исследования дефиниции были рассмотрены разнообразные аспекты проявления и развития профессиональной мобильности у разных субъектов — студентов, учителей, преподавателей. Меньшая доля исследований посвящена развитию профессиональной мобильности учителей. Также выявлено, что контекст развития этого личностного качества в информационно-образовательной среде встречается в исследованиях недостаточно. Вместе с тем, информационно-образовательная среда имеет ряд особенностей, способных как затруднить развитие профессиональной мобильности в связи с повышенной технологической емкостью и дина- микой развития среды, так и сделать этот процесс более результативным, если создать необходимое учебно-методическое обеспечение. Это позволило сформулировать цель исследования, которая заключается в создании учебно-методического обеспечения процесса развития профессиональной мобильности учителя в информационно-образовательной среде. Исследование посвящено подтверждению гипотезы о том, что развитие личностного качества может быть результативным, если оно обусловлено и базируется на положениях выбранных методологических подходов; учитываются особенности информационно-образовательной среды, выявленные специально для этого исследования; используется учебно-методическое обеспечение, разработанное для решения поставленных задач. В ходе реализации учебно-методического обеспечения, включающего дополнительную профессиональную программу повышения квалификации, диагностические материалы, посткурсовое сопровождение учителей, участвовало около двухсот педагогов. В процессе освоения программы учителям были предложены: лекционный материал, практические занятия, система заданий, методических кейсов и образовательных мероприятий в дистанционном формате обучения, спроектированные и выстроенные в логике цели и задач исследования. Использование диагностического инструмента определения уровня профессиональной мобильности на начало освоения программы и на момент завершения освоения позволило учителю осознанно подойти к развитию этого личностного качества и начать проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития в посткурсовой период, авторам исследования — сделать вывод о том, профессиональную мобильность учителя, показателями которой были определены успешность адаптивности, рост активности, развитие креативности, в условиях информационно-образовательной среды можно успешно развивать, что подтверждено результатами проведенной диагностики.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, информационно-образовательная среда, адаптивность, активность, креативность
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |