Обучение иноязычному аудированию как способу когнитивного и нравственного развития младших школьников

Развитие у младших школьников умения иноязычного аудирования является одним из первых и важнейших аспектов на пути к овладению иностранным языком. От когнитивного и нравственного становления школьников в большинстве случаев зависит успешность развития их речевой деятельности как личности в целом. Методика как наука традиционно уделяла мало внимания развитию механизмов иноязычного аудирования, поэтому до сих пор проводится недостаточно исследований, подтверждающих положительную корреляцию между развитием умений аудирования и познавательных способностей учащихся, особенно на учебном материале с воспитательным потенциалом. В статье рассматриваются теоретические основы обучения аудированию как одному из способов развития познавательных способностей и воспитания учащихся в условиях начального обучения иностранному языку. Анализ и синтез научной литературы показал, что учебный процесс в начальной школе необходимо осуществлять на основе научного представления о психофизиологических особенностях возраста в соответствии с правилами, выявленными в области нейрофизиологии и психолингвистики. На данном этапе обучения важно развивать фонематический слух, вероятностное прогнозирование, внутреннее проговаривание и память. Аудирование также рассматривается как эффективный способ не только когнитивного, но и нравственного развития младших школьников. Проведенное анкетирование среди учителей г. Нижний Новгород и Ни- жегородской области (в количестве 441 чел.) показало, что наиболее популярными качествами, которые могут быть сформированы у учащихся в процессе патриотического воспитания средствами иноязычного аудирования, являются следующие: любовь к родине, уважение к людям разных культур и национальностей и любовь к родному краю. Выявлена проектная технология как наиболее эффективная для развития патриотических качеств в рамках обучения иноязычному аудированию. Результаты описанного исследования представляют особую ценность для исследователей и педагогов, так как могут быть использованы для разработки эффективных стратегий и программ обучения в начальной школе.
Ключевые слова: механизмы аудирования, иностранный язык, когнитивное и нравственное развитие, начальное общее образование, метапредметные и межпредметные связи
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети