Образовательная среда как условие самоорганизации компетентности военного специалиста

Проблема и цель. Модернизация современного высшего образования вообще и военного образования, в частности, во многом связана с трансформацией российского общества, с её социально-экономическими изменениями и сложной геополитической конъюнктурой, требующей, в первую очередь, военных специалистов высокого качества, способных быстро принимать решения в ситуации резко меняющейся оперативной обстановки. Образовательная среда есть педагогическое условие не только формирования набора компетенций, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом, но и фактором самоорганизации военного специалиста, успешно дополняющего свою компетентность её новыми формами, продуцированными открытой по своей сути образовательной средой. Цель статьи — выявить методологические основы использования образовательной среды в профессиональном становлении курсантов, как будущих офицеров Росгвардии, обладающих мотивированной готовностью к самоорганизации своего военно-профессионального опыта на основе диалогичного по своей природе процесса обучения в образовательной среде военной образовательной организации. Для этого компетентность, как главный результат военно-профессиональной подготовки курсанта, представлена в деятельностной трактовке, т.е. является самоорганизующимся культурным продуктом, открытым для собственного дополнения в контексте нормативной фиксации существующего опыта и самостоятельного продуцирования знаний, необходимых для решения возникающих оперативных задач. Результаты. Выявлены и апробированы следующие методологические основания использования образовательной среды в профессиональном становлении курсантов, как будущих офицеров Росгвардии. 1. Дополнение военно-профессиональной компетентности мотивированной готовностью к самоорганизации своего служебно-боевого опыта на основе диалогичного по своей природе процесса обучения в образовательной среде военной образовательной организации высшего образования (в дальнейшем ВООВО). 2. Операциональное представление компетентности курсанта, как главного результата военно-профессиональной подготовки, в деятельностной трактовке. Для этого необходимо учесть культурный продукт, открытый для собственного дополнения обучающимся ВООВО в контексте нормативной фиксации существующего опыта и самостоятельного продуцирования знаний, необходимых для решения возникающих оперативно-тактических задач. 3. Присутствие в образовательной практике ВООВО проектно-исследовательской деятельности курсантов, обеспечивающей их авторское «прочтение» военно-исторического, патриотического и общекультурного нарратива, а также предоставление возможности обучающимся размещение результатов своего «прочтения» в образовательной среде, открытой для диалога Культур.
Ключевые слова: образовательная среда, самоорганизация, компетентность, открытое образование, военно-профессиональная деятельность, диалог Культур
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети