Исследование речевой культуры личности в условиях непрерывного образования: аксиологический аспектВ статье представлен опыт совершенствования методологии исследования коммуникативной культуры личности в свете аксиологии непрерывного педагогического образования. Цель заключается в обосновании ценностного подхода к изучению реалий все более глобализирующегося непредсказуемого мира поликультурности и полилингвальности, миссия которого видится в функционировании интеграционных процессов и позитивной культурной коммуникации на разных уровнях взаимодействия участников образования. Интеграция, становясь все более многообещающей тенденцией образовательного процесса, актуализирует в лингводидактических исследованиях методологический акцент на культуре через выбор языка/ов общения и самовыражения, на вос- производстве культурных традиций и ценностей в образовании, на готовности педагога к осмыслению и передаче культурного кода и опыта как значимых показателей человека культуры. Методы исследования, включая критический анализ литературных источников по искомой проблематике, ориентированы на моделирование/ проектирование коммуникативно развивающих ситуаций событийного пространства с последующим тиражированием инновационных педагогических практик. Научная новизна в аспекте культурного самоопределения личности состоит в том, что освоение неродных языков/культур и языковых/речевых традиций признается ключевой аксиологемой гуманитарной непрерывной подготовки современного человека. Теоретическая значимость заключается в расширении и уточнении содержания понятия «методологическая готовность педаго- га» в аспекте гуманистической педагогики. Практическая значимость представлена практиками формирования речетворческой позиции учителя в условиях интеграции двух образовательных программ: дополнительного профессионального высшего языкового образования и среднего специального образования (колледж), целевая установка которых заключается в нейтрализации профессиональных дефицитов педагогов в ракурсе языковой, речевой и коммуникативной компетенций. К результатам предпринятого исследования относится апробация трёхчастной ценностной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков через триаду язык/и — речевая деятельность — общение. При этом признаем, что заполнение исследовательского пробела в аспекте развития методологии поставленной проблемы позволило бы получить ценную информацию для ученых и учреждений в области высшего и среднего профессионального образования не только в региональном контексте.
Ключевые слова: гуманизация, коммуникативная культура, 4К, методологическая готовность педагога
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |