Влияние организации обучения в классе на сформированность естественно-научной грамотности

Статья посвящена проблемам формирования естественно-научной грамотности как составляющей функциональной грамотности, особенностям ее формирования в классах различной педагогической направленности. В обновленном Федеральном образовательном стандарте общего образования функциональная грамотность включена в требования к результатам обучения. Поэтому проблема определение факторов, влияющих на состояние функционального образования, в том числе научной грамотности, и влияния организации образовательного процесса на ее формирование является актуальной. Целью представляемого исследования является сравнение результатов выполнения заданий из открытого банка заданий всероссийского исследования «Оценка по модели PISA» в классах разной направленности обучения одной образовательной организации и разных образовательных организаций. В исследовании принимали участие, с одной стороны, учащиеся двух 5-х классов, одного ориентированного на гуманитарные дисциплины, второго — на естественно-научные. 5-е классы выбраны специально — физика еще не изучается системно, но задания были выбраны с доминирующим физическим смыслом. С другой стороны, учащиеся восьми 7-х классов — три из одной гимназии, пять из другой гимназии. Среди этих классов есть классы гуманитарной, математической, биохимической, инженерной направленности и общеобразовательные классы. В исследовании были использованы методы: анализ научно-педагогической литературы, изучение результатов выполнения диагностических заданий, статистическая обработка данных. Проанализированные данные показывают, что результаты выполнения заданий на естественно-научную грамотность выше в классах, имеющих сопутствующими предметами, интересующие учащихся, предметы естественно-научного цикла и математики. Вместе с тем были выбраны задания и классы, которые напрямую не ориентировались на углубленное изучение физики. Особенно заметно различие результатов по сформированности компетенции «Осознание особенностей научных исследований означает умение описывать и оценивать научные исследования, предлагать научные пути решения проблем», которая является основой научного познания.
Ключевые слова: функциональная грамотность на уроках разных предметов, обучение физике, развитие естественно-научной грамотности
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети