Аффективные стратегии российских студентов, изучающих иностранный язык

Исследования показывают, что аффективные стратегии играют важную роль в формировании самооценки учащихся, степени удовлетворенности и уверенности, умении концентрировать внимание, развитии речевых навыков и умения рассуждать. Одновременно с этим отмечается, что регулятивные универсальные учебные действия и универсальные компетенции (самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект), с которыми напрямую связаны аффективные стратегии, развиты у обучающихся разных уровней образования явно недостаточно. Современные школьники и студенты часто не владеют операциями и действиями, связанными с целеполаганием, планированием и прогнозированием собственной учебной деятельности; их навыки саморегуляции и оценки также нуждаются в развитии. Изучение аффективных стратегий, их типологизация, создание стратегического репертуара будет способствовать более эффективной организации учебного процесса, направленного на развитие гармоничной личности. Методы и материалы исследования. Методологическую основу исследования составили деятельностный и личностно-ориентированные подходы, предполагающие развитие качеств личности и учет личностных особенностей в ходе речевой и учебной деятельности обучающихся; компетентностный подход, связанный с теорией формирования ключевых, универсальных компетенций обучающихся; когнитивный подход, определяющий об- ращение к саморефлексии обучающихся, актуализацию их метакогнитивных навыков; стратегиальный подход, заключающий в выявлении репертуара учебных стратегий, формирующих учебное поведение изучающих ИЯ. Для того чтобы определить репертуар аффективных стратегий, используемых обучающимися при изучении иностранного языка (ИЯ), было решено обратиться к студентам магистратуры, обучающимся по программе «Методи- ка преподавания русского языка как иностранного». Предполагается, что будущие преподаватели русского языка как иностранного (РКИ) обладают необходимыми навыками методической рефлексии и могут оценить свое поведение в типичных учебных ситуациях, возникающих при изучении ИЯ и провоцирующих отрицательные эмоции. На основе собственного педагогического опыта и анализа научной литературы нами были отобраны та- кие учебные ситуации, разработан опросник с открытыми вопросами, который был предложен указанной выше группе обучающихся. Полученные ответы были типологизированы и отнесены к определенному виду стратегий. Результаты и их обсуждение. Наиболее часто студенты актуализируют такие адаптивные стратегии, как позитивные аффирмации, дополнительная подготовка, использование юмора и разумное применение риска. Наиболее частыми деструктивными стратегиями являются прокрастинация и попытки оправдывать себя. Особый интерес представляют стратегии, редко упоминаемые в связи с изучением иностранного языка, а именно концентрация на цели; работа со страхами через посильные шаги; мысли о будущем вознаграждении. Заключение. Знание и понимание аффективных стратегий, используемых обучающимися, позволяет преподавателям создать практические рекомендации для оптимизации учебного взаимодействия и снижения психологических барьеров на уроке иностранного языка в русскоязычной аудитории. Иметь представление об аффективных стратегиях полезно и для самих обучающихся, поскольку их вдумчивое и осознанное применение развивает навыки саморегуляции, планирования, прогнозирования, контроля собственной учебной деятельности.
Ключевые слова: учебные стратегии, адаптивные стратегии, деструктивные
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети