Поликультурная картина мира будущих медиаторов: методология и технология исследованияАктуальность исследования вопросов, заявленных в заголовке данной работы, связана с сохранением культурного наследия человечества и выходом из системно возникающих проблем глобализации. Для решения этих проблем необходим созидающий человек, профессионал, умеющий общаться бесконфликтно, помогающий в разрешении конфликтов, а также понимающий эти процессы и нивелирующий их. Таким человеком является медиатор, имеющий сформированную в процессе языкового обучения в вузе поликультурную картину мира. Цель данной статьи видится в разработке концептуальной репрезентации поликультурной картины мира будущих медиаторов и презентации ее в педагогическом аспекте. Методологической базой исследования выступает аксиологический подход, где находит отражение и глобализационный подход, в основе которого позиционируются интеграционные процессы поликультурного мира, разрабатываемые авторами данного микроисследования. Материалы исследования включают интеллектуальные продукты отечественных и зарубежных исследователей, а также педагогов-практиков. В рамках авторского лонгитюдного поиска (2006–2024 гг.), проведенного на основе критического анализа философской, лингвокультурологической и педагогической литературы, программа исследования включает изучение видов культуры в философском, культурологическом и педагогическом аспектах в качестве базы при разработке педагогических подходов к созданию модели концептуальной полимодальной репрезентации поликультурной картины мира на примере медиатора-переводчика в процессе медиативного образования. Результаты. Представлена поликультурная картина мира медиаторов в философском, философско-культурологическом и педагогическом аспектах. Даны определения понятиям «поликультурная картина мира, медиатор, языковое обучение в лингвистическом вузе, медиативное образование, концептуальная репрезентация поликультурной картины мира. Представлены ключевые виды поликультур в философском аспекте — национально-этническая, историческая, художественная, экономическая, правовая, научная, наивная и ботанико-зоологи- ческая поликультурные картины мира. В пространстве философско-культурологического анализа предложены ценностная, религиозная, временная, чувственно-пространственная и профессиональная типы. Педагогические аспекты находят отражение в целях и задачах, содержании и техниках языкового обучения и медиативного образования полимодального и поливекторного по своей сути. Обсуждение и заключение. Концептуальная репрезентация поликультурной картины мира находит отражение в профессиональном образе лингвиста-медиатора в процессе изучения любого иностранного языка для целостного отражения в сознании обучающегося культурной картины мира представителей разных этносов, первого, второго, третьего и т. д. Как итог, получая языковое обучение и медиативное образование, будущий медиатор имеет возможность для осмысления и освоения поликультурной картины мира. Выводы. Поликультурная картина мира медиаторов предполагает отбор содержания языкового обучения, являясь одним из ключевых принципов поликультурного медиативного образования, отражающих жизнь этноса как реалию. Поликультурная картина мира становится базисом для профессиональной деятельности будущих медиаторов в этномедиации, медиации в международной сфере для медиаторов-переводчиков.
Ключевые слова: поликультурная картина мира, медиатор, языковое обучение в лингвистическом вузе, медиативное образование, концептуальная репрезентация поликультурной картины мира
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |