Об основах сотворчества учителя и учащихсяО том, что процесс обучения — воспитания должен быть индивидуализированным по отношению к ребенку, о том, что дуэт «ученик — учитель» должен выступить как сотворчество (еще актуальна «педагогика сотрудничества»), говорят давно и много и в разных вариантах. Здесь и теория дифференцированного обучения, и теория самостоятельной работы учащихся, и теория развивающего образования, и концептуальные положения учебного познания, и коллективная мыследеятельность. Можно этот ряд теорий и подходов индивидуализации обучения — воспитания продолжать еще долго. Не следует при этом забывать о том, что каждое из этих направлений имеет множественные приемы и технологии реализации.
А что же мы имеем на практике? Каков результат от внедрения этих теорий и положений? К сожалению, до сих пор наблюдается доминирование пассивно-авторитарных форм обучения, когда учитель авторитарен в своей активности, а дети — пассивны. Может, мы в системе образования ищем известный мифический «философский камень»? Может, следует остановиться на том, что изменить (изжить!) существующие авторитаризм учителя и пассивность учащихся невозможно?
Ведь на каждого учителя в классе приходится двадцать пять, а то и более учащихся! Как здесь можно индивидуализировать познавательные и воспитательные процессы?
Однако положительных результатов добиваются только те учителя, которые обеспечивают организацию познания детей, создают условия для того, чтобы дети сами получали новые для себя знания. А это возможно только в том случае, если учитель в каждом ребенке увидит особую личность и поверит, что при интересных для детей подходах к решению той или иной проблемы они в состоянии сами (безусловно, при умелом ненавязчивом руководстве учителя) найти пути познания.
Следует согласиться с теми педагогами, которые в своем опыте увидели фундамент сотворчества учителя и учащихся — взаимоуважение и гуманную основу отношений. Настоящему учителю необходимо подняться до ученика.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |