Интеграции в образовании как важнейшее условие его качества

 

В гносеологическом плане появление различных наук связано с тем, что познать окружающий мир сразу, целиком невозможно: слишком он многогранен. Каждая же грань, в свою очередь, имеет множество своих проявлений и особенностей. Философия, а также гуманитарные, естественные, математические, социологические, психолого-педагогические и другие науки позволяют познать ту или иную грань окружающего нас мира, выявить определенные закономерности сущностных аспектов тех или иных объектов.
Однако выделение отдельных наук в познании окружающей действительности чревато тем, что в сознании познающих людей мир представляется в виде лоскутного разноцветного одеяла, и в этом случае формирование единой картины мира весьма проблематично.
Обобщенное представление о действительности у взрослого человека, активно познающего даже отдельную грань окружающего мира, иногда обеспечивают его умудренность и мотивационная многовекторность. А вот детское мышление, детское восприятие действительности не имеет такого опыта. Школьниками в большинстве случаев мир рассматривается только с позиций той или иной изучаемой ими науки. Формирование же представлений о единой картине мира является очень серьезной проблемой.
Дидактами разработаны пути решения этой проблемы средствами межпредметных связей (МПС). К сожалению, последние десятилетие, отличающееся резкими и разнообразными реформами в образовании, отодвинуло в самый дальний уголок многие дидактические аспекты, в том числе и уникальные разработки по реализации МПС. В последнее время средства межпредметных связей рассматриваются как определенный уровень интеграции в образовании. Так, выделяются три уровня интеграции: первый уровень (самый важный) — целостность; второй — синтез; третий — связь. Безусловно, если до второго уровня, а тем более до первого (где учебные предметы синтезируются в своем содержании или даже становятся единым) подняться весьма сложно, то третий уровень (собственно МПС), в целях расширения видения картины мира, просто необходим.
 
Большие надежды возлагаются на новые стандарты образования, которые предусматривают не просто линейное изучение школьного предмета, а освоение его с учетом методов научного познания в комплексе с другими предметами. Это уже уровень синтеза. Сможем ли мы это реализовать? Это реализовать просто необходимо.

Абсолютно согласна с тем, что

Абсолютно согласна с тем, что особенно в последнее 10-летие очень важные педагогические аспекты, уникальные разработки по реализации МПС отодвинуты и почти забыты. Верх взяли бумаги и натаскивание к ЕГЭ. Создана обстановка , в которой школа держится в страхе перед результатами ЕГЭ. Времени учителю не хватает катастрофически. Политехническая направленность вытеснена уроками технологии. Мальчики и девочки вышивают, вяжут, шьют. Физика превращена в мелодраму. Есть такие школы, в которых и кабинетов физики уже нет. Особенно в сельских школах. Там везде 2 часа в неделю, а в некоторых по наслышке даже 1 час. А ведь именно этот предмет формирует единую картину мира. Книга В. Г. Разумовского " Физика в школе. Научный метод познания и обучения" пылится на полках методкабинетов и личных библиотек учителей. А ведь в ней так много сказано по решению этой проблемы. Читай, воплощай в жизнь готовое наработанное. Журналы "Физика в школе", как минимум, с 70-х годов не потеряли своей актуальности". Черпай и твори... А интегрированные уроки: физика -труд; физика-биология, химия, математика. Какой огромный опыт был накоплен. Такие уроки ученикам очень нравились....

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети