О переменах в современной школеНе будет преувеличением, если комплексу всех последних изменений в системе общего образования будет присвоен революционный статус, т. к. происходят кардинальные изменения по всем основным аспектам образования, и внедрение большинства из них осуществляется довольно быстро, без отработки отдельных элементов и многократной апробации. Такой путь весьма опасен, поскольку именно неотработанные отдельные элементы могут негативно влиять на все внедряемое направление. Однако революционная парадигма далеко не всегда учитывает положительные результаты предшествующих однородных подходов. Если же посмотреть на весь комплекс перемен в общем образовании хотя бы за последнее десятилетие, то только на федеральном уровне увидим такие нововведения как подушевое финансирование в системе образования, переход учебных заведений на отраслевую систему оплаты труда, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реструктуризацию сельской школы, введение профильного обучения, единый государственный экзамен (ЕГЭ), основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (начальная, основная, полная (средняя) школы). Каждое из этих направлений, отражающее существенные перемены в образовании, требует пересмотра традиционных подходов, грамотных усилий по его внедрению. Кроме этого, не следует забывать и о многочисленных переменах, обеспеченных местными органами управления образованием. Понятно, что учитель или любой работник образования в таком поле перемен испытывает серьезные перегрузки, вызванные сменой привычной деятельности, сложившихся отношений и т. д. Означает ли это, что в системе образования не должно быть изменений? Безусловно, не означает. Перемены необходимы, тем более в условиях современных социально-экономических реформ. Но весь комплекс вводимых перемен не должен представлять собой «цунами» — одновременное нагромождение разнородных и очень серьезных изменений (и экономических, и структурно-организационных, и социально-политических и т. д.). Ведь каждое изменение является важным, но «толпа» этих перемен не дает возможности их эффективного внедрения и губит задуманные начинания.
Необходимы хорошо продуманная система внедрения нового, последовательность, серьезнейшая апробация. К сожалению, в современном образовании этого не достает. И не только в образовании. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |