Постоянный помощник На рубеже XXI века российская школа стоит на пороге закономерного и неизбежного инновационно-технологического обновления. Свобода, предоставленная учителю в последнее десятилетие, дает свои плоды. Появилось обилие нового действительно инновационного и псевдоинновационного. Необходимы особые инструменты и организационные формы для оперативной начальной экспертизы, конструктивного обсуждения и оценки всего «наработанного», особый фон для внедрения лучших образцов. Какими они будут — покажет время. Безусловно, свою особую роль здесь сыграют образовательные выставки — выставки современных обучающих средств, оборудования, материалов, инновационных идей и новейших технологий. Они всегда во всем мире были своеобразными узлами пересечения информационных потоков, центрами апробации прогрессивных идей и опыта, базами для взаимодействия всех, кому близки проблемы образования.
Оценивая сегодня значение и место выставок в общем развитии образовательной сферы, принципиально важно выделить компоненты их реальной пользы для учителя, уяснить их влияние на качество его учебной и методической работы, на уровень его профессионального общения и повышение квалификации, на его адаптацию к новым экономическим реалиям.
Что бы там ни говорили сегодня о новых демократических веяниях в школе, о переходе от распорядительного к регулирующему управлению образовательной сферой — российский учитель привык к отчету. Дух отчетности по-прежнему царит везде и всюду: на педагогических советах, на совещаниях у завуча, директора, в роно. Но только не на выставке! Выставка — нейтральная территория, где спорят, убеждают, критикуют, прогнозируют, принимают или отвергают на равных (именно на равных!) учителя и ученые, сотрудники структуры управления и специальных средств массовой информации, инвесторы и вузовские преподаватели, представители торговых, сервисных и промышленных предприятий, родители и специалисты фондов, помогающих в обучении школьников, студентов, ученых и бизнесменов. Здесь нет и не может быть места «заигранному» отчету. Именно отсюда учитель понесет в нашу школу XXI века атмосферу подлинного равноправия, уважения к творчеству и аргументу как к единственным критериям профессиональной правоты.
Выставки, безусловно, способствуют особой интенсивности личных контактов учителя во время приемов на стендах, на конференциях, семинарах, круглых столах по актуальным вопросам образования, на презентациях новейших проектов, инновационных технологий, учебников, образовательных программ, творческих педагогических объединений и экспериментальных площадок. В кулуарах выставки, наконец. Здесь учитель находит новых партнеров по разработке методической проблемы, над которой работает он сам, партнеров в чем-то продвинувшихся дальше (а достижения надо заимствовать!), а в чем-то отстающих, что вызывает у него заслуженную гордость и уверенность в своих силах. Эти партнеры — учителя-новаторы, вузовские преподаватели, ученые, прибывшие на выставку из других регионов, — могут дать нестандартную оценку представленным материалам, неожиданные советы и рекомендации автору. Все это, несомненно, стимулирует учителя и помогает рождению и внедрению в практику школы настоящих находок, тем более что он может прямо на выставке «доукомплектовать» их литературой, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, оборудованием.
На образовательных выставках в отличие, например, от конференций проявляются не только научные и партнерские интересы, здесь действуют и рыночные механизмы: подбираются заказы на издание методических материалов, реализуются тиражи учебников, развивающих игр и наглядных пособий, идет «запуск» новинок, налаживается связь со средствами массовой информации, реклама небюджетных фрагментов работы и т. д.
Учитель может увидеть, как надо работать в новых экономических условиях, увидеть на конкретных примерах реально и достойно существующих школ, лицеев и гимназий, определить для себя и своей школы возможности и перспективы.
Кроме того, на выставке учитель с большей вероятностью, чем где-либо, отыщет инвестора для своего проекта (издателя например), хотя надежность, выгодность и престижность инвестиций в россиискую школу, поток таких инвестиций — дело будущего; надеемся, не слишком далекого будущего.
Ни для кого не секрет, что методическая работа зачастую носит характер «чистого искусства». Учитель ищет, бьется, творит, получает интересные, а порою просто уникальные решения. При этом не доводит их до товарной формы, до кондиции, когда их можно оценить, издать, продать, обменять и т. д. Само решение участвовать в выставке как бы подталкивает педагога не только «родить дитя», но и поставить его на ноги. Тем самым, начатое доводится им до завершения, а его психология безболезненно трансформируется в направлении предпринимательства.
Для школьного учителя образовательная выставка — еще и своеобразная и продуктивная форма повышения квалификации. Учитель-новатор часто не в состоянии самостоятельно систематизировать и научно обосновать свои методические находки. На выставке его индивидуальная работа и его индивидуальный способ повышения квалификации автоматически сочетается с коллективным творчеством учителей, ученых, сотрудников управленческих структур и, что принципиально важно, инвесторов и производственников — представителей разных регионов и педагогических школ. Несомненно, это помогает педагогу-новатору технологизировать свой методических опыт, способствует его профессиональному росту.
Начинающий учитель видит здесь примеры импровизаций в осмыслении, казалось бы, стандартных тем и вопросов, разнообразие методических идей и решений. Он может сам «подключиться» к разработке интересной методической проблемы в составе порою рожденной именно на выставке партнерской группы.
Дух инноваций буквально царит здесь, способствуя формированию у учителя ценности творчества, заражая его желанием работать нестандартно, увлеченно. Школе ХХI века нужен именно такой педагог!
Сегодня учитель прекрасно понимает, что, участвуя в образовательной выставке и ставя тем самым перед собой определенные цели, он попадает в особый мир, в особую модель взаимоотношений. К этому надо быть готовым, готовым профессионально. Для него актуален рост собственной выставочной культуры и обогащение выставочного опыта. Свое слово, бесспорно, должны сказать как педагогические учебные учреждения, так и система повышения квалификации учителей.
Наконец, еще одно почти курьезное (впрочем, курьезное ли?) влияние образовательных выставок. Как-то на одной из них сервис-служба буквально оторопела от увиденного: Небольшого росточка учительница одна несла на свой стенд большой стеллаж и еще какие-то материалы. Увидев немой вопрос в глазах изумленных окружающих, она тут же с надеждой отчиталась, что «ей разрешили». Разрешили — и на том спасибо! В этом весь наш учитель.
Хочется верить, что выставки с их отлаженной работой сотрудников сервис-бюро неназойливо, исподволь внушают учителю простую мысль, что ему не только могут разрешить, но, и обязаны для него кое-что сделать. Простая, важная и нужная сегодня школу, обществу и государству мысль:
В последнее время внимание к образовательным выставкам в России носит почти взрывной характер. Лишь 5,5 лет назад единственное выставочное общество «Сибирская Ярмарка» в Новосибирске включило в круг своих интересов такую выставку, а в 1998 году их запланировано провести уже около 20. Растет и число участников: новосибирский УЧСИБ, например, «вырос» за 2 года почти в пять раз.
Впрочем, как и во всяком сложном деле, здесь имеются свои обстоятельства, мешающие учителю извлечь максимальную пользу от выставок. Основные из них:
Мы не собираемся идеализировать влияние выставок на профессиональный рост учителя и его адаптацию к условиям рынка, на внедрение в школах действительно инновационных идей и опыта, но, тем не менее, нельзя не использовать сегодня их порою просто уникальные возможности. Это важно и с точки зрения ближайших результатов в школе, и в смысле пролонгированного эффекта. Выставки, несомненно, взаимобогащают учителей и всех, кто хранит верность и преданность школе, а значит, — будущему.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |