Постоянный помощник

 На рубеже XXI века рос­сийская школа стоит на пороге закономерного и неизбежно­го инновационно-технологичес­кого обновления. Свобода, пре­доставленная учителю в после­днее десятилетие, дает свои плоды. Появилось обилие ново­го действительно инновацион­ного и псевдоинновационного. Необходимы особые инстру­менты и организационные формы для оперативной на­чальной экспертизы, конструк­тивного обсуждения и оценки всего «наработанного», особый фон для внедрения лучших об­разцов. Какими они будут — покажет время. Безусловно, свою особую роль здесь сыг­рают образовательные выстав­ки — выставки современных обучающих средств, оборудо­вания, материалов, инновацион­ных идей и новейших техноло­гий. Они всегда во всем мире были своеобразными узлами пересечения информационных потоков, центрами апробации прогрессивных идей и опыта, базами для взаимодействия всех, кому близки проблемы образования.
Оценивая сегодня значение и место выставок в общем раз­витии образовательной сферы, принципиально важно выделить компоненты их реальной пользы для учителя, уяснить их влияние на качество его учеб­ной и методической работы, на уровень его профессионально­го общения и повышение ква­лификации, на его адаптацию к новым экономическим реа­лиям.
Что бы там ни говорили се­годня о новых демократичес­ких веяниях в школе, о пере­ходе от распорядительного к регулирующему управлению образовательной сферой — российский учитель привык к отчету. Дух отчетности по-прежнему царит везде и всю­ду: на педагогических советах, на совещаниях у завуча, дирек­тора, в роно. Но только не на выставке! Выставка — нейт­ральная территория, где спо­рят, убеждают, критикуют, про­гнозируют, принимают или от­вергают на равных (именно на равных!) учителя и ученые, со­трудники структуры управле­ния и специальных средств массовой информации, инвес­торы и вузовские преподава­тели, представители торговых, сервисных и промышленных предприятий, родители и спе­циалисты фондов, помогаю­щих в обучении школьников, студентов, ученых и бизнесме­нов. Здесь нет и не может быть места «заигранному» отчету. Именно отсюда учитель поне­сет в нашу школу XXI века ат­мосферу подлинного равно­правия, уважения к творчеству и аргументу как к единствен­ным критериям профессио­нальной правоты.
Выставки, безусловно, спо­собствуют особой интенсивно­сти личных контактов учителя во время приемов на стендах, на конференциях, семинарах, круглых столах по актуальным вопросам образования, на пре­зентациях новейших проектов, инновационных технологий, учебников, образовательных программ, творческих педаго­гических объединений и экс­периментальных площадок. В кулуарах выставки, наконец. Здесь учитель находит новых партнеров по разработке ме­тодической проблемы, над ко­торой работает он сам, парт­неров в чем-то продвинувших­ся дальше (а достижения надо заимствовать!), а в чем-то от­стающих, что вызывает у него заслуженную гордость и уве­ренность в своих силах. Эти партнеры — учителя-новато­ры, вузовские преподаватели, ученые, прибывшие на выстав­ку из других регионов, — мо­гут дать нестандартную оцен­ку представленным материа­лам, неожиданные советы и рекомендации автору. Все это, несомненно, стимулирует учителя и помогает рождению и внедрению в практику шко­лы настоящих находок, тем бо­лее что он может прямо на вы­ставке «доукомплектовать» их литературой, наглядными по­собиями, техническими сред­ствами обучения, оборудова­нием.
На образовательных выс­тавках в отличие, например, от конференций проявляются не только научные и партнерские интересы, здесь действуют и рыночные механизмы: подби­раются заказы на издание ме­тодических материалов, реали­зуются тиражи учебников, раз­вивающих игр и наглядных по­собий, идет «запуск» новинок, налаживается связь со сред­ствами массовой информации, реклама небюджетных фраг­ментов работы и т. д.
Учитель может увидеть, как надо работать в новых эконо­мических условиях, увидеть на конкретных примерах реаль­но и достойно существующих школ, лицеев и гимназий, опре­делить для себя и своей шко­лы возможности и перспекти­вы.
Кроме того, на выставке учитель с большей вероятнос­тью, чем где-либо, отыщет ин­вестора для своего проекта (издателя например), хотя на­дежность, выгодность и пре­стижность инвестиций в россиискую школу, поток таких инвестиций — дело будущего; надеемся, не слишком далеко­го будущего.
Ни для кого не секрет, что методическая работа зачас­тую носит характер «чистого искусства». Учитель ищет, бьется, творит, получает инте­ресные, а порою просто уни­кальные решения. При этом не доводит их до товарной фор­мы, до кондиции, когда их можно оценить, издать, про­дать, обменять и т. д. Само решение участвовать в выстав­ке как бы подталкивает педа­гога не только «родить дитя», но и поставить его на ноги. Тем самым, начатое доводится им до завершения, а его психоло­гия безболезненно трансфор­мируется в направлении пред­принимательства.
Для школьного учителя об­разовательная выставка — еще и своеобразная и продук­тивная форма повышения ква­лификации. Учитель-новатор часто не в состоянии самосто­ятельно систематизировать и научно обосновать свои мето­дические находки. На выстав­ке его индивидуальная работа и его индивидуальный способ повышения квалификации ав­томатически сочетается с кол­лективным творчеством учите­лей, ученых, сотрудников уп­равленческих структур и, что принципиально важно, инвесто­ров и производственников — представителей разных реги­онов и педагогических школ. Несомненно, это помогает пе­дагогу-новатору технологизировать свой методических опыт, способствует его про­фессиональному росту.
Начинающий учитель видит здесь примеры импровизаций в осмыслении, казалось бы, стандартных тем и вопросов, разнообразие методических идей и решений. Он может сам «подключиться» к разработке интересной методической проблемы в составе порою рожденной именно на выставке партнерской группы.
Дух инноваций буквально царит здесь, способствуя фор­мированию у учителя ценнос­ти творчества, заражая его желанием работать нестандар­тно, увлеченно. Школе ХХI века нужен именно такой пе­дагог!
Сегодня учитель прекрасно понимает, что, участвуя в об­разовательной выставке и ста­вя тем самым перед собой оп­ределенные цели, он попадает в особый мир, в особую мо­дель взаимоотношений. К это­му надо быть готовым, готовым профессионально. Для него актуален рост собственной выставочной культуры и обо­гащение выставочного опыта. Свое слово, бесспорно, долж­ны сказать как педагогические учебные учреждения, так и си­стема повышения квалифика­ции учителей.
Наконец, еще одно почти курьезное (впрочем, курьез­ное ли?) влияние образова­тельных выставок. Как-то на одной из них сервис-служба буквально оторопела от уви­денного: Небольшого росточ­ка учительница одна несла на свой стенд большой стеллаж и еще какие-то материалы. Увидев немой вопрос в глазах изумленных окружающих, она тут же с надеждой отчиталась, что «ей разрешили». Разреши­ли — и на том спасибо! В этом весь наш учитель.
Хочется верить, что выстав­ки с их отлаженной работой сотрудников сервис-бюро не­назойливо, исподволь внушают учителю простую мысль, что ему не только могут разре­шить, но, и обязаны для него кое-что сделать. Простая, важ­ная и нужная сегодня школу, обществу и государству мысль:
В последнее время внима­ние к образовательным выс­тавкам в России носит почти взрывной характер. Лишь 5,5 лет назад единственное выста­вочное общество «Сибирская Ярмарка» в Новосибирске включило в круг своих интере­сов такую выставку, а в 1998 году их запланировано прове­сти уже около 20. Растет и чис­ло участников: новосибирский УЧСИБ, например, «вырос» за 2 года почти в пять раз.
Впрочем, как и во всяком сложном деле, здесь имеются свои обстоятельства, мешаю­щие учителю извлечь макси­мальную пользу от выставок. Основные из них:
  • отсутствие в модели со­временного учителя выставоч­ной составляющей;
  • отсутствие в сознании школы, педагогической обще­ственности четкого представ­ления, что выставка — посто­янный компонент их работы;
  • аритмичность и неполное финансирование школы.
Мы не собираемся идеали­зировать влияние выставок на профессиональный рост учите­ля и его адаптацию к условиям рынка, на внедрение в школах действительно инновационных идей и опыта, но, тем не ме­нее, нельзя не использовать сегодня их порою просто уни­кальные возможности. Это важно и с точки зрения бли­жайших результатов в школе, и в смысле пролонгированно­го эффекта. Выставки, несом­ненно, взаимобогащают учите­лей и всех, кто хранит верность и преданность школе, а значит, — будущему.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети